Покупательский спрос мигрирует от крупных ритейлеров к малым торговым точкам

14.07.2016

Источник: Finprom.kz

По итогам 1К2016 года доходы малых предприятий торговли выросли в 2 раза, а крупных и средних - упали на 4%

Рентабельность продаж в малом секторе за год упала, но остается выше, чем в крупном сегменте

Отпущенный в свободное плавание тенге вернул покупателей на внутренний рынок и подстегнул доходы предприятий торговли. За январь-март 2016 года совокупный доход крупных, средних и малых торговых предприятий составил 3,1 трлн тенге, что на 39% больше уровня выручки в отрасли за 1К2015 года.



Напомним, что с конца 2014 года по первую половину 2015 года национальный ритейл-рынок испытывал давление сильного тенге по сравнению с валютами приграничных стран, вследствие чего покупательский спрос фактически сместился в сторону более дешевых российских товаров. Наиболее сильно тогда пострадали малые предприятия, чья квартальная выручка в начале 2015 года опустилась до рекордного минимума в 842 млрд тенге. Доходы крупных и средних ритейлеров в 1К2015 года удалось удержать на уровне 1,4 трлн тенге.

В текущем году ситуация заметно улучшилась. За первые три месяца года малые торговые предприятия зафиксировали резкий рост доходов, которые составили почти 2 трлн тенге. Доходы крупных и средних компаний отрасли за год не изменились и составили 1,3 трлн тенге.



Непосредственно совокупная выручка от торговли показывала сокращение на протяжении 4 лет, когда с пика в 2,6 трлн тенге в январе-марте 2011 года она постепенно снижалась и достигла минимума в 2,1 трлн тенге по итогам 1К2015 года. В этом году доходы от основной деятельности торговых предприятий выросли до 2,8 трлн тенге.

Основной объем прироста общей выручки от продаж в отрасли обеспечили малые предприятия - их доходы от основной деятельности по сравнению с 1К2015 года выросли на 824 млрд тенге, в то время как поступления от торговли на крупных и средних предприятиях сократились на 87 млрд тенге.

Непрофильные доходы (от финансирования и прочие) практически не оказывали какое-либо значимое влияние на рост итогового объема выручки, доля таких поступлений составляет не более 7% в объеме. Однако за год сумма доходов от неосновной деятельности выросла вдвое, с 120 млрд тенге до 245 млрд тенге.



Сокращение выручки от продаж, пусть и небольшое, крупные ритейлеры пытаются нивелировать с помощью поступлений от финансирования, помощи учредителей и прочей непрофильной деятельности. Доля таких доходов в крупном секторе выросла с 7% до 10%, сумма за год выросла до 129 млрд тенге с 93 млрд тенге.

Малые предприятия, хотя и увеличили сумму непрофильной выручки в 4,3 раза с 27 млрд тенге до 116 млрд тенге, но их доля в общей сумме доходов составляет всего 7%.

Однако, рост доходов, которому определенную поддержку оказала девальвация, сопровождается также увеличением расходной части бюджетов в ритейл-секторе. При уровне доходов в 3,1 трлн тенге расходы за январь-март 2016 год составили 3 трлн тенге. За год сумма затрат крупных, средних и малых предприятий увеличилась также на 39%.

Особенно резко выросли расходы малых торговых предприятий. За год их сумма выросла более чем в 2 раза, с 813 млрд тенге до 1,7 трлн тенге. Затраты крупных и средних ритейлеров, понесенные за январь-март 2016 года, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года сократились на 4%, до 1,3 трлн тенге.

В результате рентабельность продаж в малом секторе отрасли торговли за 1К2016 года составили всего 3% против 4% годом ранее. Эффективность продаж крупных и средних предприятий выросла до 2% с 1% за год.

Возврат к списку новостей

Рекламодателю