Долг Казахстана перед международными финансовыми институтами за год вырос на 9%

18.05.2017

Источник: Курсив.kz

Долг Казахстана перед международными финансовыми институтами за год вырос на 9%. По итогам первого квартала 2017 года сумма долга оценивается в $13,8 млрд. Однако общий внешний долг РК, по данным Нацбанка, на конец 2016 года существенно больше – $163,8 млрд. И если с одной стороны дефолт стране не грозит, то с другой – риск есть, если государство возьмет на себя долги квазигоссектора.

В 2014–2015 годах Казахстан активно привлекал займы на реализацию стратегических целей развития у международных финансовых институтов. В результате внешний долг Правительства вырос на 65% в 2015 году – до $12,7 млрд, а затем еще на 9% в 2016 году.

На конец 2016 года внешний госдолг составил $13,9 млрд. По итогам первого квартала 2017 года сумма долга оценивается в $13,8 млрд.

Цифры говорят за себя

Основная часть долга приходится на еврооблигации – $6,5 млрд, займы у Всемирного Банка (МБРР) – $4,1 млрд и Азиатского Банка Развития (АБР) – $2,1 млрд. Общая сумма – $12,8 млрд или 93% долга.

В 2016 году Казахстан зарезервировал у Всемирного Банка рекордный объем средств за последние годы – $2 млрд, что в 9 раз превысило уровень 2015 года и увеличило долг перед ВБ на 35%. На 2017 год сумма зарезервированных средств пока составляет $67 млн.

Сумма долга перед Японским Банком Международного Сотрудничества (ЯБМС) сократилась на 4% и составила $0,5 млрд. Долг перед Европейским Банком Реконструкции и Развития (ЕБРР) увеличился за 2016 год на 23% – до $0,2 млрд, однако в общем объеме доля его составляет лишь 2%.

При этом на 31 декабря 2016 года внешний долг Республики Казахстан составил $163,8 млрд. Об этом сообщается на сайте Национального банка РК.

Отметим, что в 4 квартале 2016 года внешний долг сократился на $1,4 млрд. В структуре внешнего долга 7,9% или $12,9 млрд приходится на внешний долг государственного сектора, 4,4% или $7,2 млрд – на внешний долг сектора «Банки», 32,0% или $52,5 млрд – несвязанная с прямыми инвестициями задолженность «Других секторов», оставшиеся 55,7% или $91,3 млрд – межфирменная задолженность.

Как уточнили тогда в Нацбанке, за 2016 год государственный внешний долг увеличился на $0,7 млрд, в основном, за счет привлечения займов от группы Всемирного Банка, направленных на поддержание конкурентоспособности экономики, строительство автомобильных дорог и иные институциональные проекты.

Внешний долг «Банков» сократился на $0,8 млрд, главным образом, за счет погашения и выкупа резидентами еврооблигаций данного сектора.

Внешние обязательства «Других секторов», включая межфирменную задолженность, увеличились на $10,5 млрд, в основном, за счет активного привлечения средств в рамках реализации проектов в добывающих отраслях экономики.

По информации Нацбанка РК, внешний долг к ВВП составил 122,5% в сравнении с 83,2% на 31 декабря 2015 года. Рост соотношения внешнего долга к ВВП происходит как вследствие роста внешнего долга, так и снижения стоимости ВВП в долларовом исчислении. Внешний долг государственного сектора в расширенном определении (включает государственный сектор и организации, контролируемые государством) составил 26,8% от ВВП против 17,7% на конец 2015 года.

Дефолт нам не грозит?

Экономист Жарас Ахметов считает, в том, что долг растет – большой проблемы нет. По его мнению, самое главное – это способность обслуживать долг.

«К примеру, если растет долг, но растет ВВП, растут доходы бюджета и бюджет может безболезненно обслуживать эти долги, то ничего страшного не происходит, – говорит он. – В бюджете есть отдельная строка – обслуживание внешнего долга. Там вроде все нормально у нас пока. Укладываемся. Да и потом, дефолт не так уж и страшен на самом деле. Конечно, это болезненно. Но в принципе страны справлялись. К примеру, в 1986 году Мексика объявила дефолт. Ее потрясло год. Потом оправилась. Аргентину потрясло в 2001-м. После чего она вышла на высокие темпы роста. Россия в 1998 году объявила дефолт. Тоже год потрясло, потом РФ вышла на длительный период стабильного экономического роста. У нас я пока не вижу признаков для дефолта страны».

По мнению экономиста, если мы начнем работать в правильном направлении уже сегодня, то сможем не только оплачивать долги, но и существенно их удешевить. Благо, пример того, как это сделать, есть.

«Больше ста лет назад в России был такой министр финансов Вышнеградский. Он провел большую операцию по реструктуризации внешнего долга страны. То есть он менял одни долговые обязательства на другие, но с удешевлением, – поясняет Ахметов. – Если мы будем работать над повышением нашей репутации, повышением нашего кредитного рейтинга, озаботимся снижением нагрузки долга на бюджет, то сможем также поменять наш дорогой долг на более дешевый. Это не быстро делается. Но все возможно. Просто начинать работу с рейтинговыми агентствами и финансовыми институтами надо уже сейчас».

По данным Википедии: «В 1887 году Вышнеградский занял пост министра финансов России. Главной целью нового руководителя министерства стала ликвидация бюджетного дефицита и политика покровительства отечественной промышленности. Для этого Вышнеградский намеревался ввести винную и табачную монополии, пересмотреть железнодорожные тарифы и таможенные пошлины. За первые два года ему действительно удалось уменьшить бюджетный дефицит, значительно увеличить золотой запас России, а вместе с ним – и устойчивость рубля. Но ради достижения этой цели Вышнеградский в 1887–88 годах повысил прямые и косвенные налоги. Это позволило провести конвертацию внешних займов России (с 5 до 4 %) и начать масштабный выкуп железных дорог в казну».

Данные разнятся…

В свою очередь экономист Рахим Ошакбаев считает, что тема внешнего долга РК на самом деле не так очевидна, как кажется. Она достаточно сложная для полноценного анализа в том плане, насколько внешний долг угрожает стабильности. Для ответа на этот вопрос не хватает данных.

«В первую очередь то измерение, которое предлагает официальная статистика Министерства финансов РК по внешнему долгу. Статистика говорит о госдолге и гарантированном обслуживании его. Внешний госдолг составляет около $14 млрд и якобы находится в достаточно безопасной нише, – поясняет экономист. – Но есть у нас еще долг банковского сектора и кроме того выделяется межфирменная задолженность, которая составляет основную долю внешнего долга. Однако есть одна из позиций, что межфирменная задолженность больше не как долг, а как внутрифирменные операции, которые воспринимают как инвестиции. И здесь вроде все пристойно и прилично».

Однако, как отмечает экономист, есть еще другое измерение. Так сказать, внешний госдолг в расширенном определении, который включает в себя помимо долга правительства, гарантированного долга и долг квазигосударственного сектора.

«И вот здесь я до конца не понимаю текущую ситуацию. По рекомендации МВФ Национальный банк начал публиковать все эти данные на своем сайте официально. И они составляют по совокупности более $35 млрд. Мы в прошлом году изучали финотчетность трех ведущих холдингов – Самрук-Казыны, Байтерека и КазАгро. И по состоянию на середину 2016 года долг квазигоссектора, выраженный в иностранной валюте, составлял более $25 млрд, – поясняет он. – Вместе с тем, есть другие данные Министерства финансов, где долг в расширенном понимании превышает 50% ВВП. А это достаточно большая сумма – это более $80 млрд, что уже больше, чем валютные активы НацФонда. Соответственно, данные Нацбанка и Минфина серьезно разнятся. Но в связи с тем, что Минфин – это орган, уполномоченный управлять госимуществом, то доверие к оценке Минфина возникает больше».

Поэтому, по мнению Ошакбаева, в данном вопросе нужно более детальное исследование с помощью раскрытия данных госорганами в плане госдолга, как он делится на государственный, квазигосударственный и т. д. Какие у долга сроки дюрации, в какой валюте он взят?

«Все это необходимо, чтобы еще понимать, если у нас будет девальвация, будет ли она влиять на финансовую устойчивость и непосредственно на госсектор. Не имея достаточных данных, мы не можем делать точные прогнозы и заявления по влиянию внешнего долга, – отмечает он. – Нам, как стране, дефолт не грозит. То, за что государство отвечает – это всего $14 млрд. Международные резервы и активы Нацфонда составляют $93 млрд. Этим все сказано. С другой стороны, есть такие гиганты как КазМунайГаз, КТЖ, кредиторы которых в открытую говорят, что они их кредитуют, потому что, если что случись, этот долг будет обеспечивать государство. И мы видим, что правительство с легкостью поддерживает не только государственные системообразующие институты, но и частные. Тем же БВУ выделяются деньги на очень комфортных условиях».
Возврат к списку новостей
Рекламодателю