Девальвация неизбежна? Иран готов обрушить рынок нефти уже в конце года

17.07.2015

Источник: Курсив.kz

14 июля шестерка международных переговоров подписала соглашения с Ираном, предполагающее снятие санкций с исламской республики. 15 июня Национальный банк Казахстана расширил коридор колебаний курса тенге по отношению к доллару до 199 тенге за доллар.

И хотя оба эти события кажутся не взаимосвязанными, но, по мнению экспертов в долгосрочной перспективе именно «иранская разрядка» и выход ИРИ на рынок нефти может серьезно сказаться на курсе казахстанского тенге, так как вполне вероятно обрушение цен на нефть до 45-50 долларов за баррель.

Договоренности между ИРИ и шестеркой международных переговорщиков предусматривают, что Тегеран полностью отказывается от обогащения урана свыше 3,67% в течение 15 лет, а инспекторы МАГАТЭ будут иметь прямой доступ на все необходимые объекты в Иране. В ходе совместного заявления верховный представитель ЕС по иностранным делам Федерика Могерини и министр иностранных дел Ирана Джавад Зариф отметили, что речь идет о «грандиозном соглашении».

В свою очередь санкции с Ирана будут сниматься в течение последующих десяти лет, именно такое условие содержится в проекте резолюции по иранской ядерной программе (ИЯП), который должен рассмотреть Совет безопасности ООН. В частности оружейной эмбарго в отношении ИРИ будет действовать еще как минимум 5 лет. При этом если переговорщики посчитают, что Иран нарушает взятые на себя обязательства, то санкции могут быть восстановлены течении 65 дней.

Президент США Барак Обама назвал достигнутые договоренности огромным успехом американской дипломатии, в то время как премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху назвал их небывалой исторической ошибкой.

Решение по иранской ядерной программе с особыми чувствами ждали в странах, ориентированных на экспорт нефти, в том числе в Казахстане. Эксперты предполагают, что во многом прорыв по иранскому вопросу был обеспечен за счет того, что страны Запада сделали ставку на иранскую нефть и газ, которые могут потеснить на мировых рынков российское сырье. Казахстан также косвенно может пострадать от снятия санкций с Ирана, после того, как исламская республика выкинет на рынки дополнительные объемы нефти, что может способствовать еще большему снижению цен на основной сырьевой товар РК, обеспечивающий бесперебойное поступление денег в казахстанский бюджет.

Между тем, аналитики не прогнозируют, что в ближайшие полгода ИРИ будет оказывать серьезное влияние на цены на нефть, но к концу года – началу следующего это возможно. Правда, о масштабах влияние Тегерана на рынок углеводородов в экспертной среде нет однозначного мнения.

Иранские власти ранее уже сообщали, что готовы увеличить поставки нефти на мировой рынок на 500 тыс. баррелей в сутки после отмены эмбарго и еще на 500 тыс. в течение следующих шести месяцев. Однако эксперты банка Goldman Sachs считают, что Иран увеличит экспорт нефти на 200-400 тыс. баррелей в сутки только в 2016 году. По оценкам экспертов Commerzbank, ИРИ сможет увеличить экспорт нефти на 500 тыс. б/с к середине 2016 года.

«Новая нефть из Ирана начнет поступать не ранее 2016 года, и ее объем, скорее всего, будет меньше, чем прогнозируют оптимисты. По моим оценкам, в течение 6-12 месяцев после начала выполнения соглашений поставки увеличатся на 300-500 тыс. баррелей в сутки», - подчеркнул в интервью американским СМИ эксперт Центра мировой энергетической политики Ричард Нефью. До момента введения санкций в отношении Ирана в 2012 году он экспортировал до 3 млн баррелей в сутки, однако из-за санкций экспорт упал до 1 млн баррелей в сутки.

Экономист Алмас Чукин заметил, что Иран, безусловно, большой игрок на нефтяном рынке и его полноценное возвращение на него имеет огромное значение. В долгосрочной перспективе это примерно ещё 2 - 2.5 млн. баррелей в день. У Ирана была большая доля на европейском рынке, которая в период санкций упала до 10-15%. Он сейчас хочет вернуть себе 40% этого рынка. Кроме этого его интересует рынок Азии, которая транспортно ближе.

«Прогноз по ценам однозначный - в лучшем случае мы будет видеть этот уровень $50-65 в ближайшие 4-5 лет, в худшем цены могут уйти на уровни 40-50. Всё дело в том, что цены формируются не только балансом спроса и предложения, но и ожиданиями. Исходя из ожиданий, остаётся большой вопрос, сколько времени понадобится Ирану на восстановление производства и его модернизацию. Специалисты думают, что это два-три года. Но дальше ещё больший вопрос - будет Иран наращивать производство или останется на этих уровнях. Другая проблема сегодняшнего дня - Иран отложил в хранилища 30 млн. баррелей, которые могут поступить на рынок немедленно. Но самая главная проблема состоит не в нефти как таковой. Дело в том, что, как известно, потребление нефти не резиновое и поэтому, если нефти слишком много - кто-то должен уйти с рынка. Начинается не ценовая, а "затратная" конкуренция. При цене 100 долларов и выше нефть начали добывать, образно говоря, везде. И при затратах 70 долларов на баррель можно было жить. При цене 50-60 все эти "герои" ушли или уходят. Так вот Иран, это очень дешёвый производитель, который в дополнение к этому "сидит" на портах Персидского залива - самого нефтяного залива на земле. Никому доподлинно неизвестно, но не удивлюсь, если в среднем их себестоимость составляет около 10 долларов за баррель. С таким конкурентом, нам очень трудно будет бороться - наша нефть в добыче дорога, да и транспортировка у нас сложная, - до Чёрного моря, там небольшими танкерами из-за ограничений Босфорского пролива до назначения», - сказал он.

Эксперты считают, что казахстанским чиновникам нужно начинать работать над тем, как стране жить без высоких цен на нефть, так как ждать отскока и надеться на цикличность событий в мировой экономике бессмысленно.

Директор Oil Gas Project Жарас Ахметов заметил, что вокруг соглашения с Ираном много спекуляций. Оно должно быть ратифицировано Конгрессом США и Б. Обаме придется с большим трудом преодолевать сопротивление республиканцев. Плюс Израиль будет лоббировать противодействие соглашению. В лучшем случае, дополнительная иранская нефть появится на рынке только в следующем году, причем, неизвестно в каком объеме. Разброс мнений от 0,5 млн/бар в сутки до 2 млн/бар в сутки. Эта неопределенность обыгрывается на рынке и потихоньку давит на него вниз.

«Реальное влияние соглашения будет видно только после того, как наступит окончательная ясность по всем вопросам. Если Конгресс заблокирует соглашение и Б.Обама не сможет пересилить оппозицию, цены резко пойдут вверх. Если же соглашение будет ратифицировано, цены отыграют вниз. Насколько? Трудно сказать. Главный фактор - состояние экономики Китая. Если Китай хотя бы перестанет наращивать темпы прироста импорта нефти, то тогда случится реальный обвал. При таком сценарии наша нефтяная отрасль просто остановится, экспорт упадет до неприличных величин, курс тенге по отношению к доллару упадет кратно. Но это не будет длительный процесс - разовый шок. И все будет зависеть от того, кто как к нему адаптируется. В любом случае, это только возможный сценарий», - отметил Жарас Ахметов.

Азербайджанский эксперт, руководитель клуба политологов «Южный Кавказ» Ильгар Велизаде сказал Kursiv.kz, что достижение соглашения по иранской ядерной программе, само собой не может стать условием для резкого обрушения цен на нефть. Однако, естественно, что отмена санкций и выход ИРИ на рынок со значительными объемами нефти может резко усилить пресс давления на нефтяные цены, но не следует забывать, что санкции будут отменены не сразу вдруг, а постепенно. По условиям соглашения санкции с Ирана будут сниматься пошагово и это произойдет по мере того, как будут получены веские доказательства того, что Тегеран реализует согласованные меры по ограничению и контролю над ядерной программой строго в рамках договоренностей. Не следует забывать также, что целый ряд спорных вопросов был вынесен за скобки соглашения, и будет рассматриваться в формате переговоров с МАГАТЕ. И никто не может гарантировать, что на этом этапе не возникнет дополнительных проблем? Сейчас наблюдаются незначительные снижения котировок и обусловлены они больше спекулятивным характером.

Ирану в нынешних условиях выгодно продавать нефть и по более низкой цене, чем та, что установилась на мировых рынках, но насколько низкой - еще один вопрос? Кроме того, Иран - член ОПЕК и цены на нефть регулируются, в том числе, в рамках договоренностей в организации. Иран неоднократно высказывал озабоченность низкими ценами на нефть прежде, измениться ли его позиция принципиально в дальнейшем также не ясно.

«Девальвация тенге мера вынужденная, но надо понимать, что самое худшее в этом процессе - это ожидания. Важно не допустить паники, и искусственного подстегивания процесса. Для этого важны жесткие регулятивные механизмы. В Азербайджане тоже произошла девальвация. Здесь были ожидания, что она подстегнет потребительскую инфляцию, однако жесткое регулирование внутреннего рынка, в том числе путем прямого административного вмешательства позволило стабилизировать ситуацию на потребительском рынке и теперь инфляция не превышает 3%. В Казахстане, это будет сделать сложнее. Однако, выбор мер не большой. Я думаю, что правительство страны не допустит бесконтрольного развития ситуации и предпринятое расширение валютного коридора, сможет снивелировать значительные риски. Свести их к минимуму. В целом в регионе, в частности в Азербайджане, панических ожиданий в связи с выходом Ирана из режима санкций не наблюдается», - сказал он.

Политолог Денис Кривошеев более категоричен. Иран страшный сон для стран третьего мира, продающего ресурсы, считает он. Уже сейчас на рынке профицит углеводородов, появление же нового глобального игрока, да еще и голодного до денег, добавит излишков, а значит, спровоцирует падение цены. В погоне за клиентом, власти исламской республики могут пойти на демпинг. В свою очередь, ждать от стран участниц ОПЕК, решения по сокращению добычи, не стоит. Предложение наоборот будут наращивать, чтобы не проиграть. С учетом того, что рынки сбыта у Казахстана ограничены, из-за сложностей транзита, дороговизны исходного продукта, то основным, а то и единственным покупателем может стать собственный рынок. Иран, вполне сможет стать прекрасной заменой Казахстану по его основным направлениям, таким как Италия, куда в 2013 году отправляли около 27% добытых углеводородов, Китаю, куда уходило 17. На этом фоне, ВВП Казахстана будет сжиматься, на самое главное будет сжиматься расходная часть бюджета, которая в последнее время активно подпитывается деньгами из нефтяных фондов. Соответственно придется сокращать социальные траты, так что серьезный рост зарплат и пенсий, который мог бы компенсировать хотя бы инфляцию, не прогнозируется.

«Будет сокращено, а в некоторых случаях приостановлено фондирование программ развития, за то увеличится привлечение внешних замов, которые будут тратиться на поддержание социальных обязательств. Не добавляет оптимизма и отечественная промышленность, как добывающая, так и перерабатывающая. Кашаган вообще превращается в миф. При этом, правительство не готово идти не только на превентивные меры, но и нивелировать допущенные перекосы. Например, в части курса тенге. Пожалуй, нефть и правда стала проклятием для Казахстана, так вот снятие эмбарго против Ирана, можно рассматривать, как снятие этого проклятья», - убежден он.
Возврат к списку новостей
Рекламодателю