20.03.2015
Источник:
Финансовый журнал LS
Казахстанские компании по производству упаковки и тары находятся на грани закрытия из-за неконкурентоспособности с российской продукцией. Об этом LS сообщила управляющий директор национального агентства по экспорту и инвестициям KAZNEX INVEST Газиза Шаханова. Казахстанским производителям упаковки и тары принадлежит от 13% до 49% внутреннего рынка в зависимости от вида продукции.
При этом, согласно Г.Шахановой, есть предпосылки, что доля отечественного производства будет снижаться. Всего в стране зарегистрировано около 300 предприятий, занятых в данной сфере. Действующими были признаны около 170. «Из-за девальвированного рубля продукция российских поставщиков стала в два раза дешевле казахстанской. Нашим бизнесменам не помогла даже вовремя предпринятая антикризисная оптимизация производства. Да и сама по себе отрасль практически полностью зависима от импортного сырья, а производственные и транспортные тарифы растут несмотря ни на что. То есть, можно сказать, что на этом рынке девальвированный рубль усугубил и без того существовавшие проблемы», – считает Г.Шаханова. По подсчетам KAZNEX INVEST, казахстанский рынок тары и упаковки оценивался в 2014 году в $540 млн. В 2013 году данный показатель достигал $651 млн. По данным агентства, производство упаковки в Казахстане снизилось с 40,9 млрд тенге в 2013 году до 36,6 млрд тенге в 2014 году. «На это есть разные причины – это и дешевая конкурирующая упаковка из-за рубежа, и спад спроса со стороны местных производителей, и отсутствие программ поддержки со стороны государства», – сказала Г.Шаханова.
В свою очередь общая стоимость импортированной тары и упаковки в Казахстан в 2014 году составила $351 млн (в 2013 году — $387 млн), когда как отечественные предприятия экспортировали продукцию на $9,7 млн. Вследствие того, что российская продукция увеличила долю в казахстанском рынке, снизился объем производства стекольного завода «САФ».
Председатель правления компании Нурлан Шарипов сообщил LS, что в неоплачиваемый отпуск были отправлены 160 сотрудников. В ближайшее время в отпуск без содержания могут отправить дополнительно 500 работников «САФ». «Более 60% казахстанского рынка стеклотары принадлежит российской продукции. Перепроизводство выпуска стеклотары в России составляет более 40%. Многие российские стекольные заводы ориентированы на казахстанский рынок. Повышение акциза на крепкий алкоголь в январе прошлого года в России сократило потребление алкогольных напитков и, как следствие, потребление стеклотары. Для укрепления своих позиций на казахстанском рынке стеклотарные заводы России прибегают к демпингу цен. Ситуация сильно осложнилась в конце 2014 года. В ноябре-декабре 2014 года рубль стал резко девальвироваться. В итоге российская стеклотара стала ровно в два раза дешевле казахстанской. Потребители стали отдавать предпочтение российским производителям. С декабря 2014 года объем заказов для нашего завода сократился на 92%. И вот сейчас мы уже на грани полного закрытия», – отметил Н.Шарипов. На заводе «САФ» до спада производства, вызванного падением курса российского рубля, работало около 700 человек. Производственные мощности САФ составляют 200 млн бутылок в год. Сейчас САФ производит только 6 млн условных бутылок в месяц. И даже это минимальное количество произведенной продукции отправляется на склад. Н.Шарипов добавил, что компании пришлось снизить цену на продукцию на 20%. Руководство завода неоднократно обращалось в правительство Казахстана с предложениями о защите внутреннего рынка Казахстана.
Одним из предлагаемых механизмов было предложение о закрытии внутреннего рынка республики от от более дешевой российской стеклотары. Однако данное предложение противоречит договору о Евразийском экономическом союзе. «Мы просили ввести экологический сбор на стеклотару, ввозимую в Казахстан. Но это тоже невозможно, потому что мы находимся в одном экономическом пространстве. И мы не имеем право создавать какие-либо препятствия по перемещению товаров», – пояснил собеседник LS. Г.Шаханова объясняет данное положение дел тем, что производство тары и упаковки не классифицировано в качестве отрасли промышленности.
По мнению спикера, данной отрасли не хватает внимания со стороны государства. «Представим на минуту, что двух заводов, производящих стеклотару, в Казахстане больше нет. Через три года, к примеру, придет новый инвестор, который столкнется с теми же проблемами. Во-первых, собственного производства кальцинированной соды нет. Хотя есть изначальные предпосылки – месторождения поваренной соли и известняка. Производства натрия азотнокислого, полевого шпата и кобальта тоже нет – повтор сценария по импортозависимости проекта. Во-вторых, потребуются большие затраты по электроэнергии, поскольку технологический процесс производства стеклотары подразумевает непрерывную работу печи в течение 5-6 лет. И кто в результате мнимой конкурентной борьбы проиграет? Только мы сами», – считает эксперт. Она добавила, что в Казахстане нет собственного сырья для производства тары и упаковки, также собственных проектировщиков упаковки и дизайнеров. А оборудование, комплектующие и запчасти импортируются в 100%-ном объеме. «Специальных программ поддержки производителей по льготному кредитованию или субсидированию нет.
Понятно, что производство упаковки не вносит многомиллиардный вклад в ВВП (внутренний валовой продукт – прим. LS), но от нее зависят практически все обрабатывающие отрасли», – подчеркнула собеседница LS. В последние годы также наблюдается тенденция увеличения импорта пропиленовой упаковки из Китая, отметила Г.Шаханова. «Отечественные производители пропиленовой упаковки страдают от растущего импорта со стороны Китая. Ему принадлежит 70% всего импорта. Причем импорт вырос в разы с $20,3 млн в 2011 году до $42,2 млн в 2013 году», – пояснила собеседница LS. Проблема заключается в том, что китайские предприятия завозят в Казахстан пропиленовую упаковку по искусственно заниженной цене, что уменьшает таможенную пошлину и НДС. Такое мнение LS выразил генеральный директор компании «Поливест» Бауржан Жусупов. «При завозе из Китая существенно занижается цена готовых изделий. К нам попали таможенные документы за 2014 год. За килограмм, допустим, они (китайские производители при прохождении таможни – прим. LS) платили $1,1, что, в сущности, невозможно, потому что само сырье в Китае стоит примерно $2. Его еще надо переработать», – пояснил Б.Жусупов. Спикер добавил, что казахстанские производители пропиленовой и полиэтиленовой упаковки могут конкурировать с китайской продукцией при условии, что ввоз будет осуществляться по правилам. Также на уменьшение заказов для компании Б.Жусупова повлияла и девальвация рубля.
По мнению Г.Шахановой, казахстанский бизнес не был готов к конкуренции в рамках Таможенного союза. «При вступлении в Таможенный союз, равно, как и в ВТО, никто не спрашивал казахстанский бизнес, хотят ли они конкурировать с кем-то, готовы ли они, если не готовы, что нужно сделать. Их просто поставили перед фактом. Поэтому раз государство участвует в создании якобы конкурентной атмосферы для бизнеса, то и бремя проигравшего в конкурентной борьбе оно должно разделять поровну», – заключила эксперт.
Алиби Саруар