Отечественные производители готовятся к банкротствам

05.06.2015

Источник: Forbes Kazakhstan

Казахстанские производители мяса птицы, муки, макарон говорят о том, что им в течение полугода придется закрыть производства или продать иностранцам, если в Казахстане не произойдет очередная девальвация. Такие заявления прозвучали сегодня, 4 июня на II Международном бизнес-саммите Retail Business Kazakhstan 2015, который проходит в четверг и пятницу в Алматы.

Производители казахстанских товаров в один голос говорят, что их предприятия находятся в глубочайшем кризисе из-за спада спроса на местную продукцию. Отечественная продукция не выдерживает конкуренции с российской из-за обвала рубля.

«Мы являемся основным производителем мяса птицы в Костанайской области и работаем в приграничной области с Россией, - рассказывает начальник отдела сбыта бройлерной фабрики «Жас Канат» Михаил Ошейко. - С ноября 2014 область заполнили дешевой продукцией – ее везли и везут чемоданами, машинами из России. У нашего предприятия реализация продукции упала на 40%. Хочу заметить, что продажи упали не только у нас, но и в молочной отрасли, мучной, у производителей макарон. Мы теряем рынок и с ноября прошлого года фактически работаем на склады».

Как говорит Ошейко, в Казахстане уже остановились четыре фабрики по производству мяса птицы, и еще 8 компаний заявили, что готовы сократить персонал на 20%.

«Когда Казахстан наберется смелости и уберет дисбаланс валют между тенге и рублем? – задается вопросом Ошейко. - Как только эта проблема будет решена, все вопросы и проблемы сами исчезнут. Если этого не произойдет, мы обречены на слияния с иностранными игроками или же на банкротство. Если государство не повернется к нам и ретейл не обеспечит более льготные условия для продажи наших товаров, то через полгода мы превратимся в банановую республику, которая будет все завозить».

Разворота государства в сторону производителя (правда, без уточнения, каким местом) просят не только производители мяса птицы, но и представители легкой промышленности.

«Если государство к нам не повернется и не окажет помощь зайти в крупные торговые центры… Мы могли бы производить больше, если у нас были торговые площади», - эмоционально высказала свои пожелания в телодвижениях государства руководитель швейной компании «Семирамида» Наталья Акшабаева.

Отечественные производители стараются попасть на полки торговых центров, но для них слишком высок входной билет. Поэтому они просят власти выделять квоты на размещения местных товаров на полках в магазинах. Такая просьба, озвученная и.о. директора по экономике и финансам АО «Рахат» Зауреш Толеубаевой, несколько шокировала российского модератора панельной дискуссии, председателя совета директоров BBCG Алексея Филатова, что он даже не нашелся, что ответить, лишь слабо возразив: мол, рыночная экономика и конкуренция сами должны выстроить рынок.

Торговые же сети говорят, что рады принять казахстанский товар, но не могут заставить покупателя приобрести его.

«Казахстанским производителям в первую очередь нужно заниматься внутренними вопросами производства: себестоимостью, качеством, дизайном, дисциплиной поставок, – сказал генеральный директор торговой сети Magnum Cash&Carry Александр Гарбер. - Есть масса технических вопросов, решив которые, можно серьезно повлиять на продажи. Конечный потребитель делает сам выбор того или иного продукта, но на его решение нужно влиять самому производителю качеством своей продукции. Мы как ретейлеры можем сделать часть работы – выставим товар, но мы не можем заставить потребителя купить именно казахстанскую продукцию. Сейчас многим местным производителям дали шанс улучшить свои товары, запустили специальные акции, выделяют полки».

Мало попасть на полку крупной сети – и казахстанской, и российской, - нужно еще и выдерживать её требования по объемам поставок.

«Например, мы производим чай «Ассам», «Simba» и с предложением поставок вышли на «Магнит», - привел пример Александр Гарбер. - Российская сеть нам сразу объявила, что готова брать 200-300 тонн в месяц. Технически мы оказались к этому не готовы. И подобная проблема касается любых других казахстанских производителей. Нужны серьезные инвестиции, чтобы соответствовать требованиям крупных торговых сетей: и по объемам, и по дисциплине поставок, и по качеству. И многие производители не готовы работать с крупными сетями не в силу того, что ретейлеры хотят или не хотят с ними сотрудничать: производители технически не готовы».

Переток товаров из России в Казахстан идет полным ходом и не закончится до тех пор, пока валютные курсы рубля и тенге не выровняются. Таково коллективное мнение казахстанских производителей и ретейлеров: девальвация тенге нужна, причем в самое ближайшее время.

«Под видом личного потребления можно завезти любую коммерческую партию на территорию Казахстана, и контроля за этим нет. Падение продаж по Северному Казахстану у нашей компании в рознице составило до 40%, по другим областям меньше. Я знаю примеры десятков КамАЗов кирпича, ввезенного без уплаты НДС», - поделился данными владелец торговой сети строительных и отделочных материалов Владимир Богданов из Петропавловска.

Его поддержал коммерческий директор Magnum Cash&Carry Яков Фишман, увидевший «тихую гавань» для российского товара в казахстанских базарах. «Например, все яйца, которые продаются в нашей сети, производятся на казахстанских фабриках, – говорит он. - Если вы пойдете на рынок, то сможете купить российские яйца по 11-13 тенге за штуку. При этом нет никакого контроля над качеством этих яиц. Наша сеть проверяет каждое яйцо на предмет того, когда оно было произведено, как доставлялось и откуда. Но проблема в том, что те яйца, которые мы покупаем, стоят 19-21 тенге».

Заняться вплотную рынками пообещал директор департамента развития торговли Министерства национальной экономики РК Серик Камели.

«Основная проблема для нас – это сбор налогов с торговых рынков. В этом направлении мы будем работать, вводить определенные нормы и механизмы сбора налогов на этих торговых предприятиях», - пояснил он.

Как оказалось, в некоторых случаях регулирующие органы Казахстана не только не помогают, но и получают личную выгоду от местных товаропроизводителей, с их же слов. «После того, как мы оказались с Россией в едином экономическом союзе, возникла необходимость сертифицировать канцелярские товары по очень высоким ценам, – пожаловался руководитель Ассоциации поставщиков канцелярских товаров Казахстана Талгат Кожахметов. - Стоимость разовой сертификации одной позиции - например, карандаша - 40 тыс. тенге за партию. Мы завозим тысячи наименований, но эта сертификация действует только на одну поставку».

Кожахметов рассказал, что исследования проходят в Национальном центре экспертизы и сертификации, при этом цены монополизированы и в разы отличаются от аналогичных российских процедур.

«Из этой ситуации мы нашли несколько выходов. Можно пользоваться сертификатами, которые делает Россия и которые в несколько раз дешевле, чем в Казахстане. Этот вариант подходит, когда мы завозим российскую продукцию, – поделился опытом Кожахметов. - Другой выход – полностью сертифицировать поставщика. Несколько человек из центра экспертизы едут в командировку на завод и несколько дней занимаются сертификацией продукции. И всё это кто должен оплачивать? Тот, кто импортирует продукцию, должен оплачивать им командировочные, авиабилеты, гостиницу, согласовывать графики сертификации с фабрикой. Причем это нужно делать не один раз, так как сертификат необходимо подтверждать через определенный промежуток времени. И каждый год нужно эту группу людей возить: они полдня посмотрят, полдня шопингом занимаются».

Александр Воротилов,
заместитель главного редактора Forbes Kazakhstan
Возврат к списку новостей

Рекламодателю