Эксперт: Реальная инфляция в Казахстане – 35-40%

09.06.2022

Источник: Forbes Kazakhstan

Такие данные были озвучены на 15-м Международном конвенте ретейлеров и поставщиков «Мир торговли», который прошел в Алматы в начале июня

В рамках конвента состоялась аналитическая сессия, на которой коммерческий директор компании Nielsen Kazakhstan Мадина Сейсенгалиева озвучила свежие данные исследования рынка FMCG в Казахстане.

«Еще в начале года Международный валютный фонд предсказывал, что мировая экономика будет расти на 4,9% в 2022 году по сравнению с 2021 годом. Казахстан должен был расти на уровне 3,9%. Однако новый прогноз, который МВФ выпустил в апреле этого года, более пессимистичный. И у нас есть все шансы получить обновленный прогноз в начале лета, который будет еще более пессимистичным, чем этот. По новым прогнозам мы видим, что темпы роста мировой экономики будут замедляться, а темпы роста экономики в Казахстане будут значительно ниже, чем они прогнозировались в январе этого года. Россия показывает отрицательную динамику развития экономики - минус 8,5% по сравнению с прошлым годом», - заявила Мадина Сейсенгалиева.

По ее словам, рост инфляции даже в тех странах, где исторически ее уровень был низким, сейчас бьет все рекорды: в Великобритании, странах Европейского союза и США. Наиболее уязвимыми являются страны с низким уровнем дохода населения. Согласно исследованиям, в марте 2022 года инфляция в Казахстане начала расти ускоренными темпами и составила 12% на все виды товаров и услуг. В мае инфляция выросла до 14%. И цены на товары, которые находятся в корзине покупателя, чаще всего растут намного быстрее.

«Реальная инфляция составляет порядка 35-40%, а цена на сахар в этом году выросла на 60,5% по сравнению с прошлым годом», - сказала Мадина Сейсенгалиева.

В ближайшие три месяца чуть более пятой части казахстанских покупателей уверены, что цены на товары и услуги будут расти более чем на 20%. Половина опрошенных считают, что рост цен будет на уровне 6-10%, и лишь 10% отметили, что ожидают рост цен на не более чем 5%. А 47% покупателей не смогли найти нужные им товары на полках в магазинах, несмотря на колоссальный рост цен.

Исследование Индекса потребительской уверенности показывает, что покупатель в Казахстане начинает чувствовать себя более неуверенно. В первом квартале этого года индекс упал до 99 пунктов. Но все же казахстанские покупатели более оптимистичны, чем в России, Беларуси и Украине.

71% казахстанцев считают, что страна находится в экономическом кризисе. Из них 38% полагают, что положение в экономике не улучшится в ближайший год, и только 20% ответили, что экономическая ситуация в Казахстане наладится. Из всех опрошенных 46% пессимистично оценивают перспективы своего трудоустройства, и 38% пессимистично оценивают свое материальное положение.

«Как следствие казахстанцы продолжают жить в режиме экономии, потому что для большинства покупателей расходы на продукты питания составляют значительную долю в структуре их дохода», - отметила эксперт.

73% казахстанцев сократили свои расходы в I квартале 2022 года. Покупатели стали меньше тратить на покупку новой одежды (69%), развлечения вне дома (61%), питание вне дома (56%). Они откладывают замену предметов домашнего обихода (55%), покупку электроники (50%), заказ еды на вынос (48%). 37% покупателей стали покупать более дешевые торговые марки, чтобы сэкономить и уместиться в свой бюджет. «Но исследования показали, что даже когда экономическая ситуация в Казахстане улучшится, покупатели продолжат сокращать свои расходы на развлечения вне дома, новую одежду и т.д. Но в топ-10 привычек экономии нет пункта покупки более дешевых брендов. Значит, казахстанцы начнут покупать те бренды, которые они привыкли покупать до кризиса», - сказала Мадина Сейсенгалиева.

Основным трендом рынка ритейла сегодня является развитие современной розницы.

«Если мы возьмем численно все торговые точки в Казахстане, то 83,5% - это все еще традиционная розница. Это маленькие магазины, киоски, базары. И всего 16,5% составляют магазины современной розницы. Для продовольственной группы товаров товарооборот современной розницы составляет 46,5% от всего товарооборота в Казахстане. Для непродовольственной группы товаров всего 18% торговых точек современного формата, но они составляют 76,8% товарооборота категорий непродовольственных товаров, таких как товары личной гигиены и товары для дома», - уточнила Мадина Сейсенгалиева. По ее словам каждый год важность формата современной розницы продолжает расти.

Согласно исследованиям, в Алматы гипермаркеты посещают в среднем 7 раз в месяц, супермаркеты – 10 раз в месяц. Чаще всего покупатели ходят в минимаркеты и магазины у дома – 13-17 раз для Алматы, 14-17 раз для Нур- Султана. Несмотря на то, что супермаркеты - не самый посещаемый канал, 45% покупателей говорят, что больше всего денег они оставляют в этом формате торговли.

«Непростое для бизнеса время открывает много возможностей. Сегодня большая потребность иностранных и казахстанских торговых сетей в нашей отечественной продукции. Мы получаем много запросов найти поставщиков разных категорий товаров. Для производителей это хорошая перспектива появиться на полках крупных ритейлеров, расширить географию поставок своего товара, получить в лице торговых сетей долгосрочных партнеров», - отмечает организатор конвента «Мир торговли» Елена Саргалдакова.

Конвент «Мир торговли» – B2B-мероприятие в сфере розничной торговли стран СНГ. В этом году в нем приняли участие 110 компаний-производителей товаров и оборудования из Казахстана, России, Армении, Узбекистана, Ирана, Германии, Италии, Кыргызстана, Таджикистана, а также 145 представителей крупнейших розничных сетей из Казахстана, России, Кыргызстана, Узбекистана, Армении, Беларуси и Таджикистана. 22 ритейл-компании заключили контракты с поставщиками сразу во время работы мероприятия. Впервые сразу на площадке были заключены договора на сумму более $5 млн.

Следующая встреча ведущих ритейлеров и поставщиков состоится 24-25 ноября в Алматы.

Конвент «Мир торговли» организован Международным оператором деловых мероприятий розничной индустрии EXIM EXPO при поддержке НПП «Атамекен», Центра развития торговой политики QazTrade, ТПП разных стран, ЦПЭ регионов РФ.
Возврат к списку новостей
Рекламодателю