Евразийский банк развития предложил 12 решений для развития экономического сотрудничества в Евразии

27.02.2024

Источник: Казинформ

Евразийский банк развития (ЕАБР) опубликовал доклад «Экономическое сотрудничество в Евразии: практические решения». Цель исследования — предложить «меню» из прикладных решений, выдержанных в прагматическом ключе и направленных на развитие взаимовыгодного экономического сотрудничества стран Евразии, передает агентство Kazinform.

Декларируемая странами региона разновекторность сотрудничества, а также сдвиг фокуса торгово-экономических связей на Азиатский регион, включая АСЕАН, Южную Азию и Ближний Восток, предопределяют необходимость поиска новых приоритетов и форматов взаимодействия.

Доклад содержит 12 прикладных предложений по развитию экономического сотрудничества на пространстве Евразии. Не являясь исчерпывающим, этот список включает предложения по развитию физической инфраструктуры (транспорт, водно-энергетический комплекс и продовольственная логистика), торговых связей, финансовых отношений, в том числе устойчивое финансирование, а также по гуманитарному сотрудничеству.

  1. Предложения по созданию Евразийского транспортного каркаса включают комплексное развитие международных транспортных коридоров и маршрутов на направлениях Восток — Запад и Север — Юг и обеспечение их синергии. Для этого требуются реализация совместных инфраструктурных проектов и привлечение инвестиций, координация национальных планов инфраструктурного развития, сотрудничество в области совершенствования мягкой инфраструктуры.
  2. Формирование комплексной карты евразийской транспортной связанности позволит показать ключевые транспортные коридоры и маршруты, проходящие через регион, а также сформировать базу данных (обсерваторию) транспортных проектов, которую могут использовать международные банки и программы развития.
  3. Использование механизма трансграничного государственно-частного партнерства (ГЧП) позволит повысить трансграничную связанность стран Евразии, но при этом потребует подписания межправительственных соглашений и поиска источников инвестиций. Участие международных банков развития (МБР) в таких проектах крайне полезно — они могут участвовать в синдикатах, предоставлять экспертизу и техническое содействие для реализации проектов трансграничных ГЧП.
  4. Региональный подход к управлению водно-энергетическими ресурсами в бассейне Аральского моря включает разработку и внедрение системы принципов эффективного регулирования, модернизацию действующих региональных институтов в сфере водно-энергетического комплекса (ВЭК), создание международного водно-энергетического консорциума и вовлечение финансового оператора в его деятельность, региональные и страновые KPI по водосбережению, создание регионального производственно-сервисного кластера ирригационного оборудования.
  5. Трехстороннее сотрудничество Казахстана, Китая и России в бассейне реки Иртыш целесообразно направить на решение проблем, связанных с растущими потребностями водозабора со стороны потребителей в 3 странах, рисками формирования дефицита воды и ухудшения водоснабжения. Механизмом могут выступить разработка и подписание трехстороннего Соглашения между Казахстаном, Китаем и Россией о сотрудничестве в бассейне реки Иртыш, а также создание институциональной платформы сотрудничества по использованию водных ресурсов, охране окружающей среды.
  6. Развитие трансграничных линий электропередачи позволит ликвидировать возникающий сезонный дефицит электроэнергии в одних странах и рационально перераспределить избытки вырабатываемой электроэнергии в других. Механизмами решения могут выступить интеграция сетей электропередачи заинтересованных стран, подписание и реализация соответствующих межправительственных соглашений, создание трансграничных ЛЭП, эксплуатируемых на принципах ГЧП.
  7. Приоритет продовольственной логистики в рамках развития МТК «Север — Юг» предусматривает развитие транспортной инфраструктуры (железных и автодорог, терминалов в морских портах, пограничных станций и автомобильных пунктов пропуска), развитие логистической инфраструктуры (сухих портов, транспортно-логистических центров, складов для хранения продовольствия, в том числе холодных), совершенствование мягкой инфраструктуры (гармонизация процедур перевозок и пересечения границ, цифровизация документов и процедур и др.).
  8. Разработка и заключение торгово-экономических соглашений о свободной торговле с развивающимисяэкономиками в текущих условиях является центральным инструментом развития торговых и инвестиционных связей на евразийском пространстве. Среди механизмов реализации могут быть названы разработка соглашений в формате «ЗСТ+», в том числе широкое отраслевое сотрудничество, включение в соглашения вопросов сферы услуг и инвестиций.
  9. Движение к технической совместимости цифровых валют национальных (центральных) банков будет содействовать снижению зависимости от международной платежной инфраструктуры, формированию новой торгово-финансовой инфраструктуры. Целесообразно обеспечить техническую совместимость национальных цифровых валют и сближение подходов к выработке дизайна моделей трансграничных платежей в цифровых валютах, в том числе посредством участия в международных платформах CBDC (таких как mBridge и др.).
  10. Усиление сотрудничества и координации работы МБР может быть направлено на приток инвестиций в реализацию инфраструктурных проектов и повышение эффективности технической помощи. Это сотрудничество возможно по 7 направлениям: мобилизация капитала, содействие развитию рынков капитала, финансирование в местных валютах, сотрудничество в области проектной экспертизы, объединение знаний и накопленного опыта, кооперация в области технической помощи, реализация трансграничных проектов, затрагивающих интересы нескольких стран.
  11. Идея многостороннего механизма зеленого финансирования для стран Евразии может осуществляться по аналогии с Механизмом финансирования зеленой экономики (GEFF), разработанным ЕБРР и предоставляющим мини-кредиты более чем 190 партнерским финансовым учреждениям в 29 странах на сумму свыше 6,3 млрд евро в год. Развитие инструментов совместного устойчивого финансирования МБР может осуществляться путем зеленого синдицирования, кросс-гарантированных выпусков облигаций формата GSS+, использования зеленых кредитных линий.
  12. Идея масштабной программы развития академической мобильности предполагает внедрение системы грантов на краткосрочное обучение в странах Большой Евразии, усиление внимания к подготовке инженерных кадров высшей квалификации в ключевых отраслях, консорциум вузов, систему взаимозачета гибких программ образовательных обменов и мультикомпонентное финансирование программы — распределение затрат между семьей, вузом и государством, с участием бизнеса.

Подробнее с содержанием доклада «Экономическое сотрудничество в Евразии: практические решения» можно ознакомиться на сайте Банка.
Возврат к списку новостей
Рекламодателю