Fitch Ratings: итоги выборов в Казахстане означают общую преемственность экономической политики

18.01.2021

Источник: Banker.kz

Fitch Ratings-Лондон-15 января 2021 г. Fitch Ratings отмечает, что результаты выборов подтверждают доминирующие позиции правящей партии «Нур Отан» и вряд ли приведут к существенным изменениям в проводимой экономической политике, которая подкрепляла суверенную кредитоспособность Казахстана в период пандемии Covid-19. Отсутствие кандидатов, представляющих оппозиционные взгляды, указывает на слабые стороны политического процесса, несмотря на недавние улучшения позиций страны по индикаторам качества управления Всемирного банка (WGI).

Согласно результатам, объявленным во вторник Центральной избирательной комиссией Казахстана, на состоявшихся в воскресенье парламентских выборах «Нур Отан» получила 71,1% голосов, правоцентристская «Ак Жол» – 11%, а левая Народная партия Казахстана – 9,1%. Это дает «Нур Отан» 76 депутатских мест в парламенте в сравнении с 12 у «Ак Жол» и 10 у Народной партии Казахстана.

Общенациональная социал-демократическая партия, ключевая оппозиционная партия, бойкотировала выборы, в то время как и «Ак жол», и Народная партия Казахстана в целом поддерживают Президента Касыма-Жомарта Токаева, который занимает эту должность с 2019 г. Токаев сменил Нурсултана Назарбаева (остающегося лидером партии «Нур Отан»), который после 30 лет президентства оставил этот пост.

Более гибкий режим обменного курса в стране, который действует с 2015 г., при Президенте Токаеве прошел самое большое испытание на сегодняшний день, смягчив влияние резкого падения цен на нефть в прошлом году на внешний баланс государства и способствовав сохранению резервов. Это сопровождалось определенными интервенциями для поддержки предложения на казахстанском валютном рынке в периоды повышенной волатильности. Крупные суверенные внешние буферные резервы, представленные в основном инвестированными за рубежом сбережениями нефтяного фонда, являются ключевым позитивным рейтинговым фактором, и в 2020 г. подкреплялись оживлением на глобальных финансовых рынках и ценами на золото.

Восстановление нефтяных цен, которому способствовало недавнее объявление Саудовской Аравией о сокращении добычи, в дополнение к увеличению добычи в Казахстане, будет поддерживать доходы государства и, как следствие, государственные финансы. Мы прогнозируем существенное сокращение бюджетного дефицита в 2021 г. (до 2,1% от ВВП по сравнению с 6,4% в 2020 г.) и сбалансированность бюджета в следующем году главным образом за счет сворачивания мер, принимаемых в связи с пандемией, и восстановления доходов. Мы прогнозируем сокращение отношения долга к ВВП приблизительно на 2 п. п. в 2021-2022 гг. до 21,6%, и, хотя это по-прежнему будет выше, чем в 2019 г. (18,5%), данный показатель существенно ниже медианных уровней в регионе и для сопоставимых эмитентов. По нашему мнению, бюджетная политика не имела четкого «якоря» до кризиса, вызванного Covid-19, и акцент на социальных расходах еще до начала пандемии является риском для наших бюджетных прогнозов.

Президент Токаев первоначально сохранял нацеленность на продолжение структурных экономических реформ, начатых при его предшественнике, включая пенсионную реформу и приватизацию, но они были приостановлены в период пандемии. Перспективы этих реформ являются неопределенными и зависят от хода пандемии и того, как будут развиваться более долгосрочные приоритеты проводимой политики при пока относительно новом президенте.

Ранее принимавшиеся меры по улучшению делового климата и институциональной среды существенно улучшили рэнкинг Казахстана по индикаторам качества управления Всемирного банка «эффективность управления» и «контроль над
коррупцией», и в последне
Возврат к списку новостей
Рекламодателю