Заставь банкира работать. Как долго банки намерены тратить миллионы, ежегодно на ничегонеделание своих служащих?

12.10.2015

Источник: Banki.ru

Согласно данным опроса портала hh.ru, больше всего (75%) незанятых сотрудников наблюдают служащие банков среди своих же коллег. То ли в банках столь наблюдательные сотрудники, то ли персоналу нечем заняться и они решают личные вопросы: раскладывают пасьянс, устраивают длительные перекуры и просматривают френд-ленту. Как долго банки намерены тратить миллионы рублей ежегодно на ничегонеделание своих служащих?

Миллионы на ничегонеделание

Недавно один знакомый в приватной беседе рассказал мне, как сотрудники одного уважаемого банка оставляли друзьям из охраны свои пропуска, чтобы те регистрировали, будто они уже на рабочем месте, а сами спокойно шли заниматься своими делами.

Уверен, что проблема учета рабочего времени персонала остро стоит не только в банковском секторе: сейчас часто говорят о низкой продуктивности российских специалистов во многих сферах. Однако вот интересные данные, которые предоставил один из наших клиентов: его подразделения тратили от 17% до 21% (фактически более двух часов ежедневно) времени непродуктивно. Если учесть, что мониторилось время 400 сотрудников, то в денежном эквиваленте такие потери составили около 48,960 млн рублей в год.

Как контролировать рабочее время

В большинстве финансовых учреждений есть отдельные элементы контроля рабочего времени (системы контроля и управления доступом (СКУД), видеонаблюдение, рабочие регламенты, системы задач или периодические проверки руководства). И они действительно решают ряд важных вопросов: фиксируют время прихода и ухода сотрудника, время обеденного перерыва, отгулы, отпуска. Некоторые из таких систем предназначены для решения задач безопасности. Однако вопрос, что же именно делает сотрудник положенные ему восемь рабочих часов в день, остается открытым. К примеру, DLP-системы делают скрины рабочего стола сотрудников, но такие данные сложно проанализировать и уж тем более – обобщить информацию по нескольким сотням служащих, чтобы выяснить их загруженность.

Очевидно, что пребывание на рабочем месте не синоним результативного труда. И анализ рабочего времени – например, с помощью систем учета рабочего времени – помог бы сэкономить финансовым учреждениям не один миллион рублей. Подобное программное обеспечение не только отмечает нарушения рабочего регламента и показывает болевые точки (наиболее слабые подразделения с точки зрения бизнес-процессов), но и решает другие задачи: предоставляет данные для нормирования труда, автоматически формирует табели учета рабочего времени для бухгалтерии, выступает своеобразной системой мониторинга загрузки персонала.

Однако рассматривать систему анализа времени только как контрольный инструмент нет смысла. У банков для этих целей есть DLP, СКУДы. Данные же системы анализа рабочего времени разумнее использовать для масштабных исследований в рамках всей организации, для оптимизации бизнес-процессов и поиска проблемных точек.

Где и когда контроль времени особенно важен

Time to yes / time to no (TTY/TTN) – время принятия решения о выдаче кредита

При внедрении фабрики по выдаче кредитов важно определять узкие места, где теряется слишком много времени. Это может быть рисковый блок или «безопасники». Сразу можно увидеть, где процесс буксует и какими ресурсами при этом пользуется та или иная функция.

Цель – не столько сокращение времени на решение задачи, сколько его высвобождение для дополнительных проверок, чтобы снизить риски по заемщику. К примеру, в решении таких вопросов помогает программа Double Data и другие подобные сервисы.

Проведение клиентских операций

Имеются в виду как наличные, так и безналичные операции. Здесь залог успеха – контроль некомпьютерного времени (времени, которое сотрудник проводит вне своего основного рабочего инструмента – персонального компьютера). Чем его меньше, тем быстрее должна совершаться операция. В свою очередь, некомпьютерное время здесь – это бумажная волокита, отвлечения, разговоры.

Внутренняя бухгалтерия и экономисты

Многие банки сосредотачивают усилия на автоматизации клиентской части, совершенно забывая о бухгалтерии, где есть свои риски. Бухгалтерия остается наиболее консервативным подразделением и в то же время наименее мотивированным. Нередко именно здесь возникают серьезные проблемы с бизнес-процессами.

Анализируя слабые места в организации, можно избежать серьезных просчетов.

По некоторым данным, в первом полугодии 2015 года из топ-30 банков были уволены 35 тыс. сотрудников, что в восемь раз больше, чем во втором полугодии 2014-го. Сами банки объясняют это оптимизацией бизнес-процессов и автоматизацией некоторых операций. На самом деле масштабы увольнений больше, так как происходят они по разным поводам – от оптимизации сети с централизацией различных функций до вывода сотрудников во вновь создаваемые структуры. Свою лепту вносит и переход на аутсорсинг.

А если предположить, что организации после сокращения оставили тех, кто приносит им миллионные убытки, ситуация становится еще более печальной: процент непродуктивного времени останется столь же высоким, а штатных единиц станет на порядок меньше. Уменьшить негативный эффект от этого можно было бы, анализируя рабочее время сотрудников, выявляя тех из них, кто малоэффективен и наносит организации финансовый ущерб.

Если вернуться к тому банку, о котором я рассказал вначале, основной целью руководство ставило повышение операционной эффективности. В организации с помощью системы учета рабочего времени оценили загрузку персонала и оптимизировали ее, в результате чего удалось сократить количество непродуктивного времени до 10%, а значит, экономить ежегодно порядка 28,8 млн рублей.

Александр БОЧКИН, CEO & Founder at CrocoTime, для Banki.ru
Возврат к списку новостей
Seny
12.10.2015 13:49
Зачем Российские 290 шт. с копейками, банков сравнивают с Казахстанскими.
У нас люди работают с 9-00 до 21-00 иногда без выходных.
Эту рекламу систем могут себе оставить. Сам реализовывал кредитный конвейер в одном из банков.
Так вот в первую неделю оказалось, что есть подразделения, у которых даже при всей автоматизации нехватка сотрудников на 30% и их никто не стал нанимать. Просто сказали, давайте напряжемся и закроем вопрос. И закрывали каждый день до 22-00 в течении, месяца пока все не по увольнялись сами даже сокращать не надо. Потом наняли новеньких, но уже нужное количество. Вот так и идет процесс эффективности отбора.
А то, что в банках, люди работают из последних сил (без отпусков и больничных),
за маленькую (это же весь народ думает, что раз банк значит ЗП миллионами) зарплату в 90 тыс. тенге это нормально.
Автору(экспату) бы я посоветовал, иди в свою Россию и там что то предлагать это там неэффективно работаю.
Марат
12.10.2015 14:16
Допускаю, что в филиалах так и есть, однако в Головных офисах, особенно в подразделениях занимающихся неоднотипной работой (Методология, управление рисками, IT, СБ) и т.д. зачастую работники целыми днями раскладывают пасьянс, перемежая "ленивые" дни, днями большой занятости, когда их срочно чем-нибудь озадачивают. Руководству банков действительно было бы полезно видеть результаты анализов, того что появляется на экранах компьютеров, работников Банков.

Рекламодателю