Как предлагают вывести страну из кризиса независимые экономисты

07.04.2016

Источник: Forbes Kazakhstan

Жарас Ахметов, Ануар Ушбаев и Галим Хусаинов представили на суд широкой общественности собственноручно разработанный экономический доклад.

Доклад трех экономистов называется: «Обеспечение социально-политической стабильности в период кризиса».

Судя по содержанию, основным триггером для написания этой работы, которая представляет собой более сборник тезисов, нежели расчетов, явилось снижение цен на нефть, в результате которого наблюдается очевидное ухудшение ряда экономических показателей в стране. В докладе содержатся предложения по антикризисным мерам, направленным на сохранение социально-политической стабильности в создавшихся условиях, рассмотрены вопросы индустриальной, налоговой, кредитно-денежной, миграционной политики и многое другое.

В целом авторы предлагают акцентировать внимание государственной экономической политики на основной цели – повышении качества жизни граждан. По их мнению, процветающее население послужит здоровой основой для динамичного развития всех секторов экономики.

Исходя из этой цели, они выделяют три основные задачи:

1. Рост доходов казахстанцев, обеспечиваемых государственным бюджетом (который, в принципе, уже происходит – с 1 января 2016 повышены зарплаты бюджетников, социальные пособия, пенсии и т. д.).

2. Рост доходов граждан, занятых в частном секторе, который должен быть обеспечен за счет развития трудоемких производств, в первую очередь товаров широкого потребления.

3. Рост доходов сельского населения, который следует стимулировать за счет усиления миграционного перетока в крупные города.

В качестве примера Жарас Ахметов, директор ТОО «Oil Gas Project», указывает на опыт модернизации экономики Сингапура в конце ХХ века, который в итоге привел к повышению ВВП на душу населения с $400 в 1965 до $82,7 тыс. в 2013 (данные Всемирного банка).

«Знаменитый экс-премьер Сингапура Ли Куан Ю, которого часто преподносят в качестве эталона государственного чиновника, не раз в своих многочисленных публикациях отмечал: целью любых реформ является в первую очередь не повышение показателей производства, не увеличение доли МСБ в ВВП страны или что-нибудь еще, а улучшение качества жизни населения», – говорит Ахметов.

При этом авторы отмечают, что их программа является естественным продолжением статьи Нурсултана Назарбаева «План нации – Путь к казахстанской мечте», опубликованной в начале этого года. Как известно, данный план включает в себя 100 конкретных шагов по реализации пяти институциональных реформ.

«Если вспомнить работы известного американского политэкономиста Мансура Олсона, то он в своих трудах отмечал интересную закономерность: политическая и социальная дестабилизация является результатом падения экономики после периода длительного экономического роста, – указывает Ахметов. – Потому мы и назвали нашу работу «Обеспечение социально-политический стабильности в период кризиса».

Спасение утопающих – дело государственной важности

В беседе с Forbes Kazakhstan Жарас Ахметов и директор ТОО «BRB Invest» Галим Хусаинов (поговорить с третьим автором доклада – Ануаром Ушбаевым – не удалось в связи с возникшими у него личными обстоятельствами) сказали: «Если докладом заинтересуются в правительстве, нам будет необходимо набрать рабочую группу как минимум из 20–30 человек, чтобы разработать подробную системную программу, включающую конкретные изменения в экономической политике и законодательстве».

В то же время уже в самой работе описаны конкретные проблемы и некоторые меры, призванные их решить. К примеру, отмечается, что «номинальные доходы населения в период с ноября 2014 по ноябрь 2015 выросли на 7,2%, в то время как реальные доходы за этот же период снизились на 5%». Предлагаются три пути решения этой проблемы.

Во-первых, нужно развивать трудоемкие производства, чтобы стимулировать внутренний спрос. При этом, чтобы не разгонять инфляцию, необходимо стимулировать производство продуктов питания.

Во-вторых, надо заняться развитием финансового рынка. «Когда началась девальвация, большая часть сбережений населения «перевернулась» в доллары, что поставило банки между Сциллой и Харибдой», – говорит Хусаинов. Дело в том, что согласно текущему законодательству валютная часть активов БВУ должна быть равна пассивам в той же валюте. Если ранее они выдавали кредиты в тенге, то изменение валюты депозитной базы автоматически означает прекращение тенгового кредитования и стремление нарастить кредиты в долларах, что чревато убытками. С другой стороны, если банк выдавал займы в валюте, то девальвация сказалась на качестве его кредитного портфеля, что в конечном счете также влияет на показатели доходности. «Несмотря на расхожее мнение, что именно банки выиграли от падения курса тенге, это не соответствует действительности», – утверждает Хусаинов, указывая, что, по данным Нацбанка, прибыль БВУ за 2015 сократилась с 280 млрд до 227 млрд тенге. Аналитики считают, что финансовые инструменты должны стать альтернативой доллару как способу сохранения сбережений населения, а также оттянуть на себя часть денежного «навеса».

В-третьих, следует обеспечить поступления в бюджет. Если рассмотреть бюджетную статистику, можно увидеть, что зависимость бюджета от трансфертов из Национального фонда увеличивается из года в год. При этом есть еще один неучтенный метод повышения доходов казны – выпуск государственных ценных бумаг (ГЦБ). Эксперты уверены в том, что формирование вторичного рынка обращения ГЦБ может также стать инструментом сохранения сбережений населения.

При этом в докладе особо подчеркивается, что в период кризиса необходимо стимулировать спрос, так как он и порождает предложение. Хусаинов предлагает для достижения этой цели стимулировать государственные расходы, расходы частного сектора и экспорт. По его мнению, именно такой комплекс мер будет эффективно воздействовать на рост производства в отличие от точечной поддержки отдельных предприятий, многие из которых нерентабельны.

На данный же момент, по мнению директора ТОО «BRB Invest», правительство выбрало путь стимулирования предложения, что приводит к таким негативным явлениям, как высокая коррупция, которая, в свою очередь, выливается в большую долю сбережений, а также в оседание прибыли в отдельных предприятиях, что снижает мультипликативный эффект от каждого выделенного тенге.

Мрачный жнец

В докладе выделяется тема налогообложения. «Выбирая между расширением налогооблагаемой базы и увеличением налоговой нагрузки, правительство отдало предпочтение последнему, проведя реформу НДС и увеличив обязательные пенсионные и социальные отчисления»,– констатируют аналитики.

При этом, на их взгляд, если руководствоваться целью в виде повышения качества жизни населения, то налогооблагаемая база должна увеличиваться не для всех граждан, а только для наиболее обеспеченных слоев.

По мнению авторов, на сегодня необходимо внести следующие коррективы в фискальное законодательство: реформировать ИПН, отказаться от замены НДС на налог с продаж, изменить КПН в части вычетов и унифицировать его под МСФО, упростить ведение налогового учета, реформировать систему налого­обложения для МСБ, сократить транспортный налог и акцизы до минимума.

Кроме того, эксперты отдельно касаются фискальной политики государства в области недропользования. Они считают необходимым убрать привязку НДПИ к объему добычи, введя прогрессивную накопительную шкалу, отменить ЭТП и изменить систему взимания рентного налога на экспорт. По добыче урана, на их взгляд, следует пересмотреть механизм определения цены реализации – от системы «затраты плюс» к системе «цена минус».

«В нашем докладе мы попытались провести работу над фундаментальными, базовыми проблемами, – поясняет Хусаинов. – Все это для того, чтобы в стране заработала нормальная либеральная экономика».

«При этом институциональные реформы, которые мы предлагаем, способны принести отдачу не через 20–30 лет, а в ближайшей перспективе, – уверяет Ахметов. – Достаточно вспомнить масштабные реформы в Казахстане 1997–1999 годов, которые обеспечили качественный рост экономике».
Возврат к списку новостей
Рекламодателю