Как понравиться американским инвесторам

05.09.2016

Источник: lsm.kz

LS публикует рекомендации директора платежной системы Wooppay Александра Бондаренко, который делится практическими советами по тому, как привлекать инвестиции на американском рынке.

– Часто для инвесторов важна не оригинальная идея проекта, а платежеспособность клиентов. На ваш взгляд, что важно для успешного стартапа?

– Сейчас весь мир переходит к платформенности. То есть компании покупают стартапы, действующие в нужной им области, чтобы не разрабатывать все самим. Зачем банкам и крупным предприятиям тратить ресурсы на то, чтобы создать что-то внутри, когда снаружи есть команды с полноценными проектами. В США стартапы выращивают. Ты только учишься, получаешь базу в университете, а у тебя уже есть программы-акселераторы, которые поддерживают и помогают развиваться. Твоей идеей интересуются, модернизируют под нужды рынка. В твой университетский проект даже могут инвестировать небольшие суммы – до $125 тыс. Выше - венчурные фонды, банки, представители крупных компаний, которые готовы купить стоящий стартап в любой момент.

– Как инвесторы относятся к авторам, чьи проекты не реализовались?

– Это у нас, если ты открыл компанию и не получилось, – ты неудачник. Там если не получилось – круто, ты стал лучше, знаешь, как делать не надо, давай, пробуй еще раз. Если постоянно пробуешь и у тебя случаются разные неудачи, инвесторы охотнее дают деньги. Потому что ты опытный и не пропадешь. К тому же в США стартапы защищает закон. Если ты обанкротился, ты никому ничего не должен. Инвестиции же в некоторых штатах не облагаются налогом

– Как понравиться инвесторам? На что они обращают внимание, прежде чем вкладывать деньги?

– В США большую ценность имеет аудитория. Инвесторы не столько смотрят на идею и доход компании, сколько на ее аудиторию. На то, что вы знаете о своих пользователях-клиентах? Какие данные у вас есть? Потому что, ориентируясь на эти данные, делаются предположения, что человеку еще нужно, что ему можно допродать. Мессенджер WhatsApp купили не потому, что он приносит деньги, а потому что там миллионы людей, до которых можно достучаться, просто отправив сообщение. Благодаря базам данных банки, к примеру, могут оценивать уровень благосостояния семей, предполагать, когда и на что им нужен будет кредит, смогут ли они его погасить. В базах данных учитывается все: пол, возраст, размер зарплаты. По тому, какую сумму человек тратит на коммунальные платежи, можно высчитать размер его жилплощади и снова что-нибудь ему допродать. Инвестфонды владеют ситуацией по рынку, благодаря тому, что в год к ним попадают сотни стартапов. Анализируя эти данные, фонды знают, в каких направлениях сейчас идет развитие, какие модели продвижения компании используют чаще, как скоро компании выходят на самоокупаемость.

– В каких направлениях развивается финансово-техническая сфера?

– Трендов несколько. Один из них - оплата в офлайне, когда ты, к примеру, пообедал в кафе и тебе даже не нужно просить счет. Тут же за столиком ты можешь расплатиться через мобильный. Не доставая кошелек или банковскую карту. Еще одно направление - чат-боты в мессенджерах. Люди устали пользоваться множеством приложений, а мессенджерами WhatsApp, Telegram пользуются постоянно. К тому же они очень кстати предоставляют дополнительные интерактивные сервисы: чат-ботов, например. Сейчас через Telegram можно отправлять запросы в "Казпочту". Бот отвечает, где ваша посылка и какие у вас штрафы. Большой тренд – дополненная реальность, как Pokеmon Go. Например, когда вы навели смартфон на банковскую карту и на экране высветился баланс вашего счета. Или в магазине наводите смартфон на товар, читаете характеристику, отзывы, гарантийный срок. Можете здесь же его и купить, расплатившись через мобильный, чтобы не стоять в очереди в кассу.

– Что делать, если у стартапов с разными основателями совпадают идеи?

– Сейчас и так множество компаний предлагают одинаковые услуги. Дело не в оригинальности, а в сервисе. Совсем скоро люди будут выбирать, к примеру, не банк, а сервис. Тот, кто предоставляет лучшее отношение к клиенту, тот и лидер. В идеале каждый сотрудник компании, неважно уборщица или директор, должен быть службой поддержки. В США в пример приводят швейцара, который приветствовал постояльцев гостиницы и интересовался, как им здесь живется. Один гость пожаловался, что в его номере проблемы с отоплением. Швейцар мог сказать – оставьте заявку или подойдите к тому сотруднику. Но он взял проблему на себя. Он сам нашел ответственного за отопление человека, тот устранил поломку и уже к вечеру, когда швейцар открывал двери гостю, система отопления была исправна.

– Что, по-вашему, нужно знать тем, кто собирается сейчас запускать стартап.

– Я вывел для себя несколько правил. Первое: прежде чем делать продукт, в финансовой сфере или нет, нужно узнать, нужен ли он. Для примера: в 2012 году как часть платежной системы Wooppay мы запускали сервис по доставке еды, заказ букетов онлайн, заказ билетов. Тогда люди были к этому не готовы, такие сервисы стали работать только недавно. Второе вытекает из первого: лучше сконцентрироваться и быть профессионалом в одной области. Если мы работаем в сфере электронной коммерции и разработке финтех-решений, то должны сконцетрироваться на этом и бесконечно развиваться. Третье привез из Штатов: думай глобально – действуй локально. Когда локально развиваешь свой продукт, необходимо постоянно иметь в виду, что когда-нибудь нужно будет масштабироваться. И относительно этого выстраивать все процессы.
Возврат к списку новостей

Рекламодателю