21.07.2016
Источник:
РБК.ru
Падение доходов от экспорта газа вынудило власти Туркмении ограничить продажу иностранной валюты местным компаниям и населению
Из-за сокращения валютных доходов от экспорта нефти и газа власти Туркмении ограничили продажу валюты местным компаниям и населению, сообщает Reuters со ссылкой на свои источники.
По словам одного из туркменских предпринимателей, согласившегося побеседовать с Reuters на условиях анонимности, Центральный банк Туркменистана (ЦБТ) полностью прекратил продажу валюты местным компаниям. Приобретать валюту они могут теперь лишь в коммерческих банках, доступ которых к валютным ресурсам в той или иной степени ограничен.
По словам одного из собеседников агентства, свободно покупать валюту сейчас могут только компании, занятые в реализации важнейших для экономики страны или ее имиджа проектах. К первым относится, в частности, строительство газопровода TAPI, маршрут которого должен пройти через Туркменистан, Афганистан, Пакистан и Индию, ко вторым — строительство инфраструктуры для Азиатских игр в закрытых помещениях, которые должны пройти в Ашхабаде осенью 2017 года.
Всем остальным валюту приобрести практически невозможно. В январе 2016 года предельный размер разрешенной к покупке юридическими лицами суммы в иностранной валюте был определен ЦБТ в $10 тыс. Однако один из собеседников Reuters, туркменский бизнесмен, посетовал, что вместо $10 тыс. смог получить от своего банка только $500.
Продажа валюты населению также ограничена. По действующим правилам физические лица могут покупать доллары или евро на сумму, не превышающую их месячную зарплату. Минимальная зарплата в стране составляет 590 туркменских манатов, что, по официальному курсу, равняется примерно $168,5. «Когда мне нужно поехать за границу, я должен обойти всех своих друзей и родственников, чтобы [с их помощью] купить так много валюты, как только смогу. Но мой банк до сих пор не выполнил полностью заявку, которую я подал еще в декабре», — пояснил собеседник Reuters.
С июня 2016 года переводы из-за рубежа выплачиваются жителям Туркмении только в манатах.
Официальный курс доллара установлен Центральным банком Туркмении (ЦБТ) на уровне 3,5 маната за доллар и удерживается на этой отметке с начала 2015 года. Однако на черном рынке стоимость доллара, по данным Reuters, составляет сейчас 5,5–6 манатов.
Введение ограничений в Reuters связывают с сокращением валютных поступлений от экспорта туркменских энергоресурсов. В 2015 году доходы Туркмении от экспорта сократились на 38,5%, а в первом квартале 2016 года, после отказа «Газпрома» закупать туркменский газ, — еще на 41,5%.
На состоявшемся в середине июля заседании правительства Туркменистана президент страны Гурбангулы Бердымухамедов назвал «магистральным направлением государственного развития» во второй половине 2016 года «обеспечение дальнейшего роста благосостояния туркменистанцев». С 1 января 2017 года зарплаты работников бюджетных учреждений, хозрасчетных предприятий и общественных организаций, а также пенсий, государственных пособий и студенческих стипендий решено повысить на 10%, а размер минимальной зарплаты в стране довести до 650 манатов.