17.08.2015
Источник:
Forbes Kazakhstan
Ответ на этот вопрос станет известен до конца года, обещает старший партнер компании «Саят Жолши и партнеры» Айдын Бикебаев.
Недавно я писал в Facebook о некоем протоколе, который подписан между практически всеми конкурентами в одной из отраслей экономики. Хотел подождать со своими комментариями к нему, но подробная информация уже стала известна всем и без меня, поэтому ждать смысла уже нет.
Протокол подписан 4 июня 2015 между 30 страховыми компаниями-конкурентами с целью воздействовать на Нацбанк, чтобы он не допускал между ними ценовой конкуренции и продолжил существующую практику ограничения конкуренции, когда у всех зафиксированы тарифы.
В мировой практике антимонопольного регулирования, как и в казахстанском конкурентном законодательстве, фиксация тарифов конкурентами (создание картеля) считается опасным и вредным правонарушением, за которое предусмотрены огромные штрафы и даже уголовная ответственность. К сожалению, в Казахстане распространенной стала практика по достижению эффекта картеля руками регулятора и через законы, что позволяет избежать обвинения и наказания. В частности, это наблюдается в отраслях по обязательным классам страхования.
Таким образом, в нашей стране, похоже, когда-то произошла ситуация, известная в мире как captive regulator – захват контроля над регулятором с тем, чтобы он принимал решения в интересах регулируемых компаний без учета интересов потребителей. Это случилось, когда в законодательство по инициативе регулятора были введены нормы о фиксации тарифов по обязательным классам страхования, что отменило ценовую конкуренцию.
Сейчас страховые компании согласованно ведут борьбу за то, чтобы сохранить существующие в законодательстве положения, ограничивающие ценовую конкуренцию между ними. Нацбанк особо не сопротивляется, раз, как сообщают СМИ, обсуждает лишь введение скидок по обязательным видам страхования только для юридических лиц, а для физических лиц - лишь в случае продажи полисов через интернет. Почему допускается такое неравноправие между юридическими и физическими лицами - абсолютно непонятно.
Ассоциация страховых компаний объясняет позицию страховщиков тем, что компании с избыточным капиталом могут предлагать низкие цены потребителям, и это, по их мнению, недобросовестно по отношению к другим компаниям. Очевидно, что такая позиция не выдерживает критики. Почему потребители должны лишиться возможности покупать полисы по низкой цене из-за того, что какие-то страховые компании не имеют достаточного собственного капитала? Это абсурд. У регулятора не должно быть цели любой ценой спасать маленькие страховые компании за счет потребителей. Тем более что сами страховые компании часто говорят о том, что их слишком много на рынке. Ну, так пусть слабые и уходят с рынка.
Другим аргументом страховых компаний является то, что потребители могут требовать максимальных скидок, и рынок сузится. Этот аргумент тоже не выдерживает критики, поскольку страховые компании разные: кому-то будет выгодно предоставлять скидки, а кому-то нет. Что касается довода об уменьшении объема рынка (читай: доходов страховых компаний), это совсем смешно. Цены в рыночной экономике должны определяться на основе спроса и предложения, и объем рынка, соответственно, должен быть итогом сложившихся рыночных цен, а не итогом тарифа, установленного регулятором.
Очевидно, что позиция Нацбанка пока еще мягкая, но он, надеюсь, вступит в дискуссию и предложит обществу свои планы и обоснования. В ином случае у меня, как и у других потребителей, сложится стойкое мнение о captive regulator.
Уверен, до конца года мы увидим - остался ли регулятор в лице Нацбанка под захватом страховых компаний, либо же он способен на принятие выгодных для экономики и потребителей решений. Так что запасаемся попкорном, друзья.