Международный финансовый центр в Астане: по старой колее

11.06.2015

Источник: Forbes Kazakhstan

Международный финансовый центр «Астана» задумывается как «слепок» с успешного Дубая. Но пока что предлагаемая схема удивительно точно совпадает с тем, что уже было создано в неудавшемся региональном финансовом центре Алматы.

Близнецы-центры

К 1 июля должен быть подготовлен проект указа о создании специальной экономической зоны «Международный финансовый центр «Астана», а к 1 сентября в мажилис будет внесен на рассмотрение проект закона, регулирующего деятельность центра. Между тем, сама идея проекта МФЦ уже успела собрать полярные мнения. Чиновники говорят о создании финансового центра как о свершившемся факте, искренне считая, что одно лишь принятие соответствующего нормативного акта способно привлечь международный капитал. Независимые эксперты называют задумку «Нью-Васюками», крайне скептически воспринимая перспективы Астаны на глобальном финансовом рынке, в условиях жесткой конкуренции с уже существующими центрами.

Истина находится где-то между этими двумя полюсами, и к какому из них она ближе – на самом деле не предопределено. Безусловно, сложностей очень много, но без них не бывает в принципе. Важно понимать, будет ли учтен опыт других центров, и прежде всего помнить свои собственные «грабли» - региональный финансовый центр в Алматы.  Пока что власть в построении МФЦ следует модели РФЦА практически один в один. Разве что отдельные черты этой модели прорисовывает гораздо чётче.

Так, в РФЦА налоговые льготы предусматривают исключение из совокупного годового дохода при расчете корпоративного подоходного налога вознаграждения по ценным долговым бумагам, дохода от прироста стоимости при их реализации, дохода от оказания финансовых услуг, дохода от прироста стоимости при реализации на фондовой бирже акций и облигаций. Физические лица освобождаются от налогообложения дивидендов и вознаграждения по ценным долговым бумагам, доходу от прироста стоимости таких бумаг, а также акций и облигаций.

В МФЦ решено не мелочиться и вообще освободить участников центра от корпоративного и индивидуального подоходного налогов. Кроме того, нерезидентам будут возвращать НДС по товарам, купленным на территории центра.

В РФЦА был создан особый правовой режим и специализированный финансовый суд. В МФЦ решено пойти еще дальше и работать по нормам английского права, а также создать аналогичный финансовый суд, но уже с привлечением иностранных судей.

В РФЦА закон предусматривает право участников вести документацию и заключать сделки не только на казахском и русском, но и на английском языке.  При этом при подаче документов в госорганы переводить их с английского должно само государство. В МФЦ же предлагается использовать английский язык в делопроизводстве самого центра, включая суд.

Цель в наследство

В РФЦА предусмотрена норма о выдаче иностранцам, прибывающим для осуществления деятельности в центре, виз в алматинском аэропорту. В МФЦ же виза на срок до 30 дней вообще не понадобится гражданам стран-членов ОЭСР, ОАЭ, Малайзии и Сингапура. Для  сотрудников центра, компаний-участников и членов их семей будет установлен специальный визовый режим сроком до 5 лет. Кроме того, иностранная рабочая сила будет привлекаться без всяких разрешений.

Что касается управления РФЦА, то для этого был создан комитет в структуре Нацбанка (ранее было отдельное госагентство) и совет при регуляторе, а также акционерное общество, которое занималось всей операционной работой.  Для МФЦ предусмотрена аналогичная схема: комитет при Нацбанке, совет и акционерное общество как рабочий орган.

Для РФЦА началось строительство комплекса административных зданий, площадь которого должна была превысить миллион квадратных метров. Для размещения МФЦ отдадут здания, которые построят для проведения выставки «ЭКСПО-2017», причем участников освободят от арендной платы на 2 года.

Для РФЦА ставилась цель войти в десятку ведущих финансовых центров Азии к 2015. Для МФЦ поставлена ровно такая же задача, только к 2020. В РФЦА двигателем деловой активности на начальном этапе был определен вывод на биржу части акций нацкомпаний, в том числе через «народное IPO». Также делалась ставка на внедрение инструментов исламского финансирования как наиболее перспективного рынка. МФЦ в своей стратегии будет опираться на размещение акций компаний из группы фонда «Самрук-Казына», а также работу с исламскими ценными бумагами.

Для подготовки стратегии РФЦА привлекались зарубежные консультанты – Boston Consulting Group. МФЦ будет осуществлять партнерство с ведущими финансовыми центрами, а моделью для него станет дубайский международный финансовый центр (DIFC).

При ловле инвесторов спешка не нужна

Пока, как видим, МФЦ выглядит калькой с РФЦА. Отличие лишь в том, что в Астане предлагается более широкий пакет льгот – по налогам, привлечению зарубежной рабсилы и визовому оформлению. Способно ли это стать решающим фактором для того, чтобы МФЦ стал реальным, а не бумажным финансовым центром?

Для ответа на этот вопрос следует вспомнить, что стало ключевой причиной неудачи РФЦА – недостаточный объем льгот или отсутствие внятной и реалистичной позиции на рынке, способной заинтересовать компании. Думается, что всё же второе. Поэтому для МФЦ, безусловно, важен предлагаемый правительством пакет льгот – беспрецедентный для нашей страны. Но всё-таки его недостаточно. К сожалению, статус финансового центра нельзя просто «купить». Чтобы пойти по пути не РФЦА, а DIFC, астанинскому центру нужна здравая предметная стратегия. Пока что она не просматривается. И, что примечательно, работа по ее подготовке ведется очень быстро и совершенно непрозрачно. Сочетание этих двух факторов очень тревожит.

В случае с РФЦА было то же самое – стремительная подготовка в стиле «марш-бросок», бессонные ночи чиновников, а затем - долгие годы фактического бездействия, что стало результатом спешки и безалаберности на подготовительном этапе. На подготовке таких серьезных проектов время лучше не экономить – выйдет потом дороже. Еще важнее – не держать в тайне обоснование будущего финансового центра, включая прогнозирование круга вероятных участников. Именно закрытость является второй главной причиной ошибок и недоделок, расплачиваться за которые приходится всему государству.
Возврат к списку новостей

Рекламодателю