Какие обращения потребителей финансовых услуг рассматривал финрегулятор в ноябре 2020 года

08.01.2021

Источник: Banker.kz

Защита прав потребителей финансовых услуг

В конце 2020 года деятельность Агентства РК по регулированию и развитию финансового рынка в вопросах защиты прав потребителей была направлена на рассмотрение заявлений заемщиков об оказании содействия и принятие мер по снижению их долговой нагрузки, в том числе в рамках Программы рефинансирования ипотечных жилищных займов (ипотечных займов).

В ноябре Агентством рассмотрено 1458 обращений физических и юридических лиц, связанных с деятельностью финансовых организаций, организаций, осуществляющих микрофинансовую деятельность, а также коллекторских агентств, что в сравнении с прошлым месяцем меньше на 7,3% (или 115 обращений).

Снижение объема поступивших обращений наблюдалось по банковскому сектору (на 12%) при увеличении количества заявлений по страховому сектору (на 37%), по микрофинансовому и иным секторам (на 2,4% и 9% соответственно). Наибольшая доля обращений приходится на банковский сектор (банки и организации, осуществляющие отдельные виды банковских операций), которая составляет 72,4% от общего количества обращений. Актуальными вопросами обращений в банковском секторе являлись: реструктуризация/рефинансирование займов, в том числе по условиям Программы рефинансирования ипотечных жилищных займов (ипотечных займов) и прощение задолженности; проверка условий банковского договора займа на соответствие требованиям законодательства РК; обращение банками второго уровня взыскания в безакцептном порядке на деньги, находящиеся на счетах в других банках; нарушение порядка заключения, исполнения и прекращения договора банковского займа.

В страховом секторе – неосуществление страховой выплаты, проверка условий договора страхования на соответствие требованиям законодательства Республики Казахстан; в микрофинансовом секторе – о проведении проверки деятельности микрофинансовой организации; снижение ставки вознаграждения по микрокредитам; разъяснение нормативных правовых актов, регулирующих деятельность организаций, осуществляющих микрофинансовую деятельность. Также в финрегулятор поступали обращения по деятельности коллекторских агентств – в основном за неправомерность действий сотрудников коллекторских агентств.

Примененные меры воздействия и санкции

За ноябрь 2020 года по выявленным нарушениям законодательства Республики Казахстан в действиях банков второго уровня, страховых (перестраховочных) организаций, а также организаций, осуществляющих микрофинансовую деятельность, и коллекторских агентств Агентством применено 20 рекомендательных мер надзорного реагирования, 20 письменных предписаний и 18 административных взысканий на общую сумму 25 040,7 тыс. тенге, в том числе в отношении: банков второго уровня – 1 административное взыскание на сумму 8,1 тыс. тенге, 18 рекомендательных мер надзорного реагирования; страховых (перестраховочных) организаций – 1 административное взыскание на сумму 277,8 тыс. тенге, 2 рекомендательные меры надзорного реагирования; организаций, осуществляющих микрофинансовую деятельность – 16 административных взысканий на общую сумму 24 754,8 тыс. тенге, 18 письменных предписаний; коллекторских агентств – 2 письменных предписания.

Основные нарушения прав потребителей финансовых услуг касались: неисполнения указания, предъявленного посредством инкассового распоряжения, обслуживания банковских займов и счетов клиентов, несоблюдения внутренних правил, процедур, процессов; определения размера вреда, причиненного транспортному средству, неосуществления страховой выплаты; неуказания размера годовой эффективной ставки вознаграждения в договорах о предоставлении микрокредита и превышения предельного размера годовой эффективной ставки вознаграждения, несоответствия договора о предоставлении микрокредита установленным требованиям, представление недостоверных сведений в кредитное бюро, осуществление деятельности, не предусмотренной Законом Республики Казахстан «О микрофинансовой деятельности; осуществления недобросовестных действий, вводящих должника в заблуждение относительно размера, характера и оснований возникновения задолженности.
Возврат к списку новостей
Рекламодателю