26.05.2016
Источник:
Курсив.kz
Перспективы внедрения концепции умного города (smart city) в жизнь казахстанских мегаполисов обсуждаются не первый год. Пока можно говорить о том, что в повседневную практику внедряются отдельные smart-компоненты, например, система электронного билетирования в общественном транспорте или системы видеофиксации нарушений ПДД. Эксперты отмечают, что реализация данной инициативы на уровне, приближенном к известным в мировой практике образцам, начинается не столько с запуска отдельных инициатив, сколько с совместной системной работы девелоперов, муниципальных властей, законодательных структур, проектировщиков, застройщиков и других специалистов.
Самый умный город на земле
Мировой опыт создания smart city и перспективу реализации актуального тренда в казахстанских условиях обсуждали участники состоявшегося в Алматы форума «Умные города». По мнению экспертов, само выражение «умный город» в последние годы вошло в моду; при этом заинтересованным в развитии современной городской среды сторонам еще предстоит обсуждать многие вопросы, чтобы прийти к окончательному решению относительно того, что на самом деле представляет собой концепция smart city и каковы ее приоритеты.
По прогнозам ООН, к 2050 году в городах будет проживать порядка 70% населения земного шара, и урбанизация приведет к предельному напряжению возможностей городской среды. Возможное решение проблемы специалисты видят во внедрении экологических и интеллектуальных технологий, которые помогут создать новый город, способный правильно реагировать на своих жителей и внутреннюю среду.
Большинство мировых мегаполисов, подтвердивших статус «умных», не создавались таковыми, и реализация «продвинутых» архитектурных и технологических решений стала заслугой команды специалистов. Среди новостроек, строительство которых изначально велось с прицелом на концепцию smart city, можно вспомнить южнокорейский Сонгдо, город, построенный на искусственном острове и аккумулировавший последние достижения в области городского планирования, архитектуры, строительства, экологии, транспорта и связи. Опыт создания умного города в Нью-Йорке показывает, что после 11 сентября 2001 года был сделан упор на безопасность, и на это требование были ориентированы все проекты, включая алгоритм движения транспорта.
«Когда мы говорим об умном городе, нередко приходится слышать вопрос, на какие экономические показатели удастся выйти, какое изменение ВРП принесет проект? Дело в том, что это никто не может оценить, и для участников, которые входят в проекты умных городов, в том числе на принципах ГЧП, важно четко понимать риски. Необходимо быть уверенными в том, что инновационная среда поддержит проект, и город действительно станет комфортным для жизни», - отметил Санжар Кеттебеков, генеральный директор Автономного кластерного фонда «Парк инновационных технологий».
По мнению исполнительного директора британской компании Space Syntax Тим Стонор, более 25 лет работающей в области городского планирования, такой подход тем более важен, что городская среда – это не просто место проживания, но та сфера, где проходит жизнь людей, раскрываются их таланты, и в центре городских технологий находятся социальные модели поведения людей. Поведение человека в городском пространстве, внутри зданий можно просчитать на основании математической модели, и на основании этой модели можно регулировать взаимоотношения человека и городской среды. «В Лондоне, например, с помощью компьютерной симуляции мы отслеживали движение людского потока через Трафальгарскую площадь и анализировали, почему пешеходы выбирают именно этот маршрут, а не другой. Затем с помощью математической модели удалось просчитать, как изменится движение потока при корректировке дизайна площади и каким образом в результате удастся увеличить эффективность использования городского пространства», - отметил британский эксперт.
Специализация для Казахстана
Один из подходов, который обсуждается в процессе создания в Казахстане умных городов в рамках программы «Digital Казахстан», связан с «умной специализацией», предполагающей акцент на те направления, которые поддерживаются государством при условии их конкурентоспособности. «Сегодня, когда появляются первые результаты, когда технологии оказывают влияние на скорость внедрения разработок, на экономический расклад, модель «умной специализации» отдельных регионов очень актуальна. И здесь большая роль отводится инициативам бизнеса, когда малые и средние компании запускают статапы, которые впоследствии получают поддержку на более высоком уровне», - комментирует Санжар Кеттебеков.
Разработчики концепции умных городов отмечают, что внедрение такой модели должно быть направлено как на развитие конкурентных преимуществ, которые есть у отдельно взятого города, так и на решение проблем. Если для Алматы, например, одной из самых болевых точек является экология, то следует учитывать, что иногда снизить накал экологических страстей способно внедрение решений для умного светофора или введение новых требований к качеству бензина, не говоря о внедрении гибридного транспорта. Учитывая географическое положение, необходимо предусмотреть умные системы реагирования на сейсмическую и лавинную угрозу. Обязательная часть умного города связана с высоким уровнем развития информационной инфраструктуры, и дело не только в наличии высокоскоростного интернета, которое предполагается по умолчанию, но и в том, что эта скорость может быть использована для решения прикладных задач, в частности, контроля движения транспортных средств.
В любом случае, отмечают специалисты, для успешного функционирования умного города должен быть задан стандарт решений. «Нельзя просто объявить тендер, нужно понимать, к чему ведут те или иные решения, чтобы в итоге не получить либо технологию 15-летней давности, либо технологию, несовместимую с внедренными ранее решениями», - уверены эксперты.
Справка
Концепция «Умный город», предложенная для Алматы, рассматривается как часть инновациооной стратегии и предполагает развитие всех сфер жизни города, включая безопасность, городскую инфраструктуру, образование и социальные службы. В рамках реализации концепции будет проведено полное исследование текущего состояния инфраструктуры, инвентаризация информационных систем. В результате планируется разработать мастер-план, провести сравнительный анализ стран и проектов по переходу к smart city, разработать паспорта проектов с выбором оптимальных финансовых и технологических моделей и с конкретными сроками реализации.
Автор: Анна Шатерникова