Казахстанские горки: как за три года реанимировать банк

18.10.2016

Источник: Forbes.kz

Рейтинговое агентство Standard and Poor’s Global Ratings (S&P) присвоило в начале сентября АО «АТФБанк» долгосрочный и краткосрочный кредитные рейтинги эмитента на уровне «B», что подтвердило адекватность действий менеджмента и открыло для банка новые возможности по привлечению клиентов

В числе прочих позитивных факторов, повлиявших на рейтинг, эксперты S&P отмечают диверсифицированную базу фондирования и значительный запас ликвидности АТФБанка; устойчивую бизнес-позицию АТФБанка на банковском рынке Казахстана и лидерство дочернего ОАО «Оптима Банк» в Кыргызской Республике. Учли эксперты и новую команду управленцев АТФБанка, и текущую модель развития бизнеса этого кредитного учреждения.

Любопытно, что в этот раз S&P обратило внимание на относительную системную роль АТФБанка в экономике Казахстана. Ранее – и у АТФБанка, и у других БВУ – системность упоминалась, но особо не учитывалась. На самом деле, это важнейшая новость, которая говорит, что иностранные агентства, возможно, будут более щепетильны в оценках прогнозах, обращая внимание на этот фактор.

«Долгосрочный кредитный рейтинг АТФБанка на одну ступень выше его оценки характеристик собственной кредитоспособности (stand-alone credit profile — SACP), что отражает наше мнение об «умеренной» системной значимости банка в Казахстане: банк является пятым крупнейшим банком в стране и занимает 4,4% кредитного рынка и 6% рынка депозитов (на 1 августа 2016 года)», – считают в S&P.

В зеркале рейтинга

Рейтинговая оценка от S&P, по сути, реакция на те усилия, которые менеджмент банка предпринял за последние три года. Новая команда управленцев пришла в банк в трудное время, сразу после смены владельцев международной финансовой группы UniCredit в мае 2013 года. Новый акционер банка Галимжан Есенов привел в АТФБанк нового председателя правления – Энтони Эспина. Он пришел в банк из сферы инвестиционного банкинга в Гонконге, а до этого в период с 1986 по 1990 был ответственным партнером консалтингового дивизиона в Deloitte, Ross, Tohmatsu и ответственным партнером в Autumn Andersen & Co в 1982-1986.

Энтони Эспина собрал новую команду топ-менеджеров, которой удалось перестроить банк и вернуть его в прибыльное состояние. Как уже писал Forbes.kz, до прихода Энтони Эспины АТФ не вылезал из убытков, начиная с 2008. А в 2013, спустя всего 8 месяцев после приобретения, сгенерировал прибыль – 1,8 млрд тенге. После этого чистая прибыль банка ежегодно почти удваивалась и по итогам 2015 составила 7,3 млрд тенге.

АТФ – универсальный банк, хотя ранее он больше ориентировался на корпоративное кредитование, но теперь активно работает во всех сегментах бизнеса и оказывает полный перечень банковских услуг. В банке даже появилось новое направление ATFPremium для клиентов так называемого сегмента mass affluent, находящегося на границе между массовой розницей и Private Banking.

Детоксикация кредитов, или 1 мрд тенге в пользу ликвидности

Отметим, что прежний владелец управлял финиститутом, как небольшим дочерним банком большого международного банка, и Энтони Эспина необходимо было сделать из АТФ полноценный независимый банк. «Как только мы зашли в банк, то решили в-первую очередь сделать три вещи: разобраться с NPL, ребалансировать баланс и погасить валютные обязательства», – говорит Энтони на одной из встреч с журналистами. И, судя по текущему положению банка, эта политика принесла результаты.

Невозвратные кредиты были огромной проблемой банка, и то, что сделал фининститут, чтобы ее решить, и стало одной из главных составляющих успеха. На момент прихода новой команды в 2013 году доля проблемных займов составляла более 50% портфеля. За 3,5 года АТФ вернул более 1 млрд тенге, что положительно сказалось на ликвидности без необходимости дополнительных вливаний. Помимо этого команда реструктурировала свои обязательства, выплатив дорогое долларовое фондирование и выпустив долгосрочные облигации в тенге. В итоге структура обязательств стала в большей степени соответствовать структуре активов.

Судя по тому, что провизии, заложенные банком за три года, составили порядка 40 млрд тенге, а прибыль при этом заложена на уровне 13 млрд тенге, очевидно, что банк пошел на сознательную жертву прибылью ради улучшения качества банка.

«Все эти меры помогли банку пережить последствия девальвации. В тот период, когда произошел переход на свободно плавающий курс тенге, у банка было достаточно ликвидности не только для поддержки свих клиентов, но и для фондирования других банков на межбанковском рынке, – вспоминает Эспина. – В целом банк за последние три года одновременно двигался сразу по нескольким направлениям. Мы активно работали над повышением эффективности, совершенствованием бизнес-процессов, разрабатывали и предлагали клиентам новые продукты».

Судя по финансовой отчетности, в основе прибыльности банка – хорошие показатели роста чистого процентного и комиссионного доходов. Происходит это за счет активной клиентской базы как в сегменте зарплатных проектов, так и в сегменте индивидуальных пакетных решений. В том числе – за счет предложения новых нишевых продуктов, пакетных карточных предложений.

Кредит доверия

Возглавив правление, Энтони Эспина начал развивать розничный бизнес, который также показывает приличные результаты. Например, рост объемов выдачи кредитов удвоился в 2015-16 годах при сохранении уровня риска. Отмечается и впечатляющая динамика роста выпуска пластиковых карточек – трехкратный рост за период 2014-2016, в основном за счет интересных для бизнеса зарплатных проектов.

За это время банк пересмотрел график работы своих отделений, что бы быть более удобным для своих клиентов. Операционный день в АТФБанке продлили на час, а центральные отделения стали работать до обеда и по субботам.

Банку удалось удержать объем депозитного портфеля и при этом прирасти по количеству депозитов. Помимо этого, видно, что банк активно развивает цифровые каналы взаимодействия с клиентом. Например, АТФ постоянно добавляет в интернет-банкинг новые функции и расширяет список поставщиков услуг. Сейчас оплачивать услуги через ATF24 можно в пользу порядка 500 поставщиков, то есть за три года база приросла в три раза, и это, пожалуй, самый большой список по рынку.

Бизнес - основа бизнеса

Корпоративный бизнес и МСБ для АТФБанка – традиционно одно из приоритетных направлений, и опыт работы в этом секторе у него колоссальный. Банк обеспечил для себя достаточную ликвидность у него не возникло проблем с предоставлением средств для клиентов даже в условиях сложной ситуации на рынке.

С конца прошлого года кредитный портфель банка в этом сегменте оставался стабильным. На заморозку активности бизнесменов в целом повлияли девальвационные ожидания, которые вылились в отложенный эффект, ведь 2014-2015 были сложными для всего рынка. Предпринимателям было сложно прогнозировать развитие своего бизнеса, соответственно многие несколько убавили свои инвестиционные аппетиты, однако сейчас ситуация улучшается.

«Наши клиенты, которые ранее приостанавливали инвестиционные программы, постепенно начинают «оживлять» свои планы и снова обращаются в банк по вопросам финансирования. Тренд на это уже формируется. Соответственно, мы ожидаем, что во второй половине текущего года динамика кредитования бизнеса будет постепенно увеличиваться», – отмечает Энтони Эспина.

Кредитует АТФ как за счет собственных средств, так и в рамках государственных программ, в которых принимает активное участие. В основном это структурированные сделки, где банк совмещает свои программы с государственными, чтобы клиенты не сильно ощущали нагрузку именно по ставкам. В итоге клиент получает средние ставки, очень удобные для него и для его бизнеса.

Кстати, банк участвует не только в госпрограммах поддержки развития бизнеса, но и в программах социального характера. Например, по госпрограмме рефинансирования ипотечных жилищных и ипотечных займов АТФ рефинансировал более полутора тысяч займов на сумму свыше 9,5 млрд тенге. Из них более 70% - это долларовые займы, которые банк перевел в тенговые. Ставка для всех заемщиков при этом сократилась до 3% с прежних 13-15%.

Самое интересное всегда в том, что происходит за фасадом больших цифр. У АТФБанка это оказался целый ряд действий нового менеджмента, которые в синтезе привели к тому, что банк не просто преодолел существовавшие проблемы, но и показывает хороший тренд и результаты работы. В банковском бизнесе не бывает мелочей.
Возврат к списку новостей
Рекламодателю