04.02.2025
Источник:
Форбс
Искусственный интеллект — технология будущего, но в Казахстане его использование оборачивается дополнительными расходами. Из-за налога на роялти IT-компании вынуждены переплачивать за ПО, ИИ-решения и рекламу в среднем на 15% больше, чем их зарубежные конкуренты. Почему этот налог стал «неожиданностью» для бизнеса и какие последствия он может иметь?
Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев не раз заявлял, что цифровизация и инновации — ключевые драйверы экономического роста страны. «Мы должны активно внедрять новые технологии, поддерживать инновации и создавать условия для роста IT-сектора», — подчеркивал он. Однако бизнес-среда сталкивается с проблемой, которая способна замедлить развитие отрасли: налог на роялти вынуждает компании переплачивать за использование ИИ и зарубежного ПО.
Искусственный интеллект: будущее уже здесь, но кто за него заплатит?
Согласно предварительным данным исследования, проведённого EDEN и Bluescreen.kz, казахстанские IT-компании активно используют технологии искусственного интеллекта: 68,6% респондентов признают, что не смогли бы обойтись без ИИ (15,7% считают его критически важным для бизнеса, а 52,9% отмечают его неоспоримую пользу для оптимизации процессов).
Среди основных сценариев применения преобладают автоматизация разработки (66,7%), анализ данных (49%), обработка клиентских запросов (33,3%) и персонализация рекомендаций (27,5%). Самый популярный инструмент — ChatGPT: 86,3% казахстанских IT-компаний имеют коммерческие взаимоотношения с OpenAI, покупая API и подписку.
По итогам опроса выяснилось, что «средняя» казахстанская IT-компания из данной выборки тратит порядка 21,7 млн тенге в год на иностранное ПО, около 11,7 млн тенге на рекламу в Google и Facebook (Meta) и 4,7 млн тенге на ИИ-решения. Указанные величины были рассчитаны методом средних точек (midpoints method), который считается оптимальным при допущении равномерного распределения затрат в каждой категории.
Что касается уровня осведомлённости о налоге на роялти, 23,5% респондентов заявили, что знают об этом налоге, тогда как 76,5% не в курсе или не учитывают его в своей работе.
В части профиля использования искусственного интеллекта респонденты наиболее часто оформляют подписки на решения от OpenAI (ChatGPT, API) — 86,3% компаний. Далее идут подписки на Anthropic (Claude) — 9,8% и Midjourney — 5,9%. При этом 11,8% опрошенных вовсе не используют платные ИИ-подписки.
Основываясь на данных исследования, эксперты EDEN полагают, что объём неуплаченного в 2024 году налога на роялти для 2742 резидентов Astana Hub может достигнуть 15 млрд тенге.
ИИ применяется для анализа данных, автоматизации процессов, прогнозирования, управления клиентским сервисом и для других ключевых задач. Однако, как выясняется, использование ИИ и другого программного обеспечения (ПО) может повлечь за собой значительные налоговые обязательства.
В Казахстане использование иностранного ПО, включая ИИ-решения, облагается налогом. Это касается не только программного обеспечения, но и рекламы в интернете, если она оплачивается напрямую нерезидентам. Например, если компания покупает рекламу у Google или Facebook, она обязана уплатить корпоративный подоходный налог, удерживаемый у источника выплаты (КПНуИВ). Такие же последствия возникают при приобретении права использования ПО у нерезидентов. Однако, как мы показали выше, 3 из 4 компаний об этом не знают. Средняя IT-компания тратит на ПО около 25 млн тенге в год, на рекламу — 15 млн тенге, и ещё 5 млн тенге — на решения, связанные с искусственным интеллектом. И эти цифры продолжают расти.
Что такое роялти и почему это важно?
Роялти — это, помимо прочего, плата за использование интеллектуальной собственности, которая выплачивается правообладателю. При выплате роялти нерезиденту, у компании в Казахстане возникает обязанность по удержанию КПНуИВ с выплаты нерезиденту, а также обязанность по уплате такого налога в бюджет. Ранее в налоговом законодательстве участникам Astana Hub предоставлялась льгота по КПНуИВ при выплате роялти, но все изменилось с 1 января 2024 года.
Более детальной информацией по данному поводу поделился налоговый эксперт Рафаэль Хайдаров.
«В 2024 году в Республике Казахстан произошли существенные изменения в порядке расчета обязательств участников Astana Hub по КПНуИВ. В частности, было прекращено действие подпункта 4-1) пункта 2 статьи 644 Кодекса РК «О налогах и других обязательных платежах в бюджет». Данной статьей предусмотрены виды доходов нерезидентов, которые не рассматриваются в качестве доходов нерезидентов из источников в РК для целей расчета КПНуИВ», — объяснил эксперт.
Согласно положениям подпункта 4-1) пункта 2 статьи 644 Налогового кодекса (в редакции, действовавшей до 1 января 2024 года), доходом нерезидента из источников в РК не являлся доход в виде роялти от участника Astana Hub, выплачиваемый в целях осуществления деятельности, включенной в перечень приоритетных видов деятельности в области информационно-коммуникационных технологий, добавил Хайдаров.
«Простыми словами, если участник Astana Hub в рамках своей основной деятельности приобретал услуги у нерезидента (например, право на использование программного обеспечения, платеж за которое считается роялти для целей налогообложения), то выплаты такому нерезиденту не считались доходом нерезидента из источников в РК. Таким образом, у участника Astana Hub отсутствовала обязанность по удержанию и уплате КПНуИВ с выплаты такому нерезиденту, — отметил специалист по налогам. — Вышеуказанная норма активно использовалась многими участниками Astana Hub и непосредственно влияла на себестоимость услуг».
Однако действие подпункта 4-1) пункта 2 статьи 644 Налогового кодекса прекращено с 1 января 2024 года. «Это значит, что все участники Astana Hub теперь обязаны удерживать и уплачивать в бюджет КПНуИВ с выплат нерезидентам в виде роялти по ставке 15% (может быть уменьшена по конвенции об избежании двойного налогообложения). Это изменение стоит учитывать при согласовании условий сделки с нерезидентами, так как такие изменения могут существенно повилять на стоимость приобретаемых услуг», — посоветовал эксперт.
Astana Hub: льготы закончились, а проблемы только начинаются
До 2024 года резиденты Astana Hub были освобождены от налога на роялти, но теперь вынуждены платить 15%, если покупают ИИ-решения, ПО или размещают рекламу в Google и Facebook. Эксперты EDEN прогнозируют, что только за 2024 год казахстанские IT-компании должны будут заплатить порядка 15 млрд тенге налога на роялти.
Ситуация напоминает историю с майнерами, которым налоговая начислила задолженность задним числом. Если власти начнут применять аналогичную практику в отношении IT-компаний, это может вызвать новый скандал.
Грозит ли Казахстану утечка IT-бизнеса?
Темирлан Зиятов, эксперт Ассоциации по развитию ИИ в Казахстане, предупреждает: «Если налоговая нагрузка продолжит расти, стартапы начнут перерегистрироваться в странах с более мягким законодательством. Казахстан может потерять интеллектуальный капитал и потенциальные инвестиции».
Другие страны уже адаптировали налоговую политику под нужды технологических компаний:
Индия и Беларусь отменили налог на роялти для технопарков.
Дубай (DIFC и DIC) освободил IT-компании от корпоративного налога.
Белорусский Парк высоких технологий предлагает нулевые ставки на НДС и налог на прибыль.
Узбекистан полностью освободил IT-компании от корпоративных налогов.
Казахстан рискует отстать в гонке за ИИ
Отсутствие налоговых стимулов для IT-компаний может привести к потерям для экономики. Инвесторы выбирают юрисдикции с минимальными барьерами, а Казахстан с 15%-м налогом на роялти становится менее конкурентоспособным.
Развитие ИИ требует серьезных вложений. США и Китай инвестируют триллионы в искусственный интеллект, а Казахстан, напротив, вводит новые налоговые обязательства.
Что дальше?
Государство и бизнес должны найти баланс: слишком жесткое регулирование может привести к оттоку компаний, а отсутствие налоговых поступлений — к упущенной выгоде для экономики.
Невозможно развивать IT, не покупая ПО. 15%-й налог превращает казахстанских разработчиков в менее конкурентоспособных игроков на глобальном рынке. Пока другие страны упрощают налоговый режим для технологических компаний, Казахстан делает их работу дороже. Вопрос в том, готово ли правительство пересмотреть свою политику — или оно продолжит игнорировать предупреждения бизнеса?