Китайцы готовы построить НПЗ в Актау

06.04.2015

Источник: Forbes Kazakhstan

Как стало известно Forbes.kz, в ходе официального визита казахстанской делегации в Китай, завершившегося 28 марта подписанием премьер-министром РК Каримом Масимовым в Пекине договоров с КНР на сумму в $23 млрд, обсуждался и вопрос строительства четвертого казахстанского НПЗ, речь о необходимости которого идёт последние месяцы.

Китайская компания CITIC, запустившая не так давно в Мангистауской области первый в Казахстане битумный завод, готова построить там же и нефтеперерабатывающий, причем взяв на себя финансирование. Это косвенно подтверждается и в официальном пресс-релизе визита, в котором говорится, что подписанные соглашения включают развитие сотрудничества в таких производственных сферах, как сталелитейная промышленность, цветная металлургия, производство листового стекла, гидроэнергетика и перегонка нефти.

Несмотря на явный дефицит ГСМ собственного производства, правительство РК в прошлом году решило не строить нефтеперерабатывающий завод, а ограничиться расширением Шымкентского, ссылаясь на то, что новый НПЗ требует слишком больших инвестиций.

Однако китайский проект обходится дешевле, причем его готов финансировать китайский Эксимбанк. По словам заместителя акима Мангистауской области Рахимбека Амиржанова, проект был впервые презентован во время III казахстанско-китайского форума в январе этого года. Предполагается, что НПЗ будет мощностью 6 млн тонн в год, стоимость проекта - $5-6 млрд, срок реализации - 5 лет.

«В настоящее время из 6 млн тонн годового потребления нефтепродуктов в Казахстане 30% (1,8 млн тонн) завозится из-за пределов страны. Данная проблема вызвана исторически сложившейся с советских времен привязкой казахстанских НПЗ к поставкам с западносибирских месторождений Российской Федерации. В текущих рыночных условиях это приводит к недогрузке казахстанских НПЗ сырьем. И если в начале 90-х годов отечественные НПЗ перерабатывали около 17 млн тонн нефти (80% которой были российскими), то в последние годы этот объем сократился почти в три раза», - говорит Рахимбек Амиржанов и ссылается на поручение президента страны, сделанное в феврале 2014 в Послании народу Казахстана (тогда Нурсултан Назарбаев сказал: «Страна нуждается в больших объемах бензина, дизельного топлива, не хватает авиакеросина - это нонсенс, мы нефтедобывающая страна, надо немедленно строить новые нефтеперерабатывающие заводы»).

В мировой практике оптимальным является размещение НПЗ либо вблизи рынков сбыта – в случае Казахстана это Южный, Северный и Центральный Казахстан, либо вблизи месторождений нефти, то есть на западе страны. «Согласно совместным маркетинговым анализам, проведенным акиматом Мангистауской области и китайскими нефтяными компаниями, наиболее оптимальным в этом случае является размещение четвертого НПЗ в Мангистауской области. Это связано как с наличием сырья – нефтедобыча в области за прошлый год составила 18 млн тонн, так и наличием логистических возможностей порта Актау с возможностью переваливать до 12 млн тонн нефтепродуктов в год», - сказал Forbes.kz заместитель акима.

Примечательно, что у Министерства энергетики при этом есть другой фаворит в сфере нефтепереработки. В марте вице-министр энергетики страны Магзум Мирзагалиев объявил о подготовке технико-экономического обоснование (ТЭО) строительства четвертого нефтеперерабатывающего завода в Казахстане, стоимостью в $10 млрд. «Сегодня рабочая группа этим занимается, то есть мы придем, я полагаю, в течение нескольких последующих месяцев к решению того, что, видимо, будет необходимо заказывать ТЭО, и потом уже все это будет понятно по результатам ТЭО», - сказал Мирзагалиев, отвечая на вопросы журналистов. По его словам, строить НПЗ «мощностью менее 10 млн тонн переработки нефти нерентабельно и нецелесообразно».

Примечательно, что в последние годы советской власти председатель Совета министров Казахской ССР Нурсултан Назарбаев вел длительную переписку с председателем Совмина СССР Николаем Рыжковым о выделении средств на строительство Мангистауского НПЗ: проект имел хорошую ресурсную базу. Решение об этом было принято, и даже выделен первый транш, на который в 1989 было начато строительство железной дороги Актау-Баутино. Но потом финансирование по понятным причинам прекратилось. Тогда предполагалось, что этот НПЗ будет покрывать и потребности Узбекистана.

Ардак Букеева, редактор по рейтингам журнала Forbes Kazakhstan
Возврат к списку новостей

Рекламодателю