Кризис на финтех-рынке: как выживают гиганты отрасли

22.10.2022

Источник: PAYSPACE MAGAZINE

В последнее время наблюдается серьезный кризис на рынке FinTech, даже некоторые декакорны (стартапы высшей лиги, оцениваемые в более $10 млрд) потеряли львиную долю капитала

Одним из наиболее известных финтех-декакорнов, переживших серьезное падение, — Klarna (крупнейший и успешнейший бренд сфере BNPL). Компания потеряла $40 млрд от своей оценки и серьезно потрясла этим весь финансовый сектор.

За период пандемии шведский гигант кредитования увеличился в 10 раз, поскольку расходы в интернете резко возросли, а правительственные пакеты помощи и девальвация валют способствовали циркуляции наличности в экономике.

Но когда все утихло, падение стоимости компании оказалось более резким, чем предсказывало большинство экспертов. И хотя Klarna была далеко не единственной финтех-компанией, пострадавшей от роста процентных ставок, инфляции и новых отраслевых правил, она, безусловно, потеряла больше всех. Это падение также стало сигналом к переоценке приоритетов для ведущих лидеров финтех-бизнеса, поскольку оценки снижаются, наем персонала приостанавливается, а IPO откладывается.

Изменился ли рынок финтеха безвозвратно?

Текущий экономический климат для финтех-компаний не может быть более контрастным, чем тот, что был год назад. В 2021 году глобальный рост FinTech резко снизился. Согласно отчету CB Insights о глобальном росте финтеха в 2022 году, финансирование отрасли во втором квартале достигло самого низкого уровня с четвертого квартала 2020 года. В целом финансирование упало на 33% за квартал и на 46% за год до $20,4 млрд.

Данные показывают, что количество сделок во II квартале 2022 года также сократилось на 17% по сравнению с предыдущим кварталом и составило 1 225. И финансирование, и сделки упали до самого низкого квартального уровня с 2020 года, поскольку инвесторы отказались от финансирования финтех-стартапов на фоне волатильности рынка.

Но не все представители отрасли переживают кризис.

Revolut — один из финтех-декакорнов, который продолжает процветать, несмотря на недавние экономические изменения на рынке. Недавно необанк объединил усилия с одним из тяжеловесов финтеха — компанией Stripe. Технология Stripe поддерживает платежи Revolut в Европе и способствует расширению компании.

В беседе с журналом Fintech руководитель отдела международной экспансии Revolut Андре Сильва сказал, что банк разрабатывает стратегию, ориентируясь на клиента и его потребности в сочетании с подходом, основанным на данных.

«Это позволяет нам предоставлять лучший продукт и за семь лет привлекло в Revolut 20 миллионов розничных клиентов. С самого начала Revolut нанимал лучших специалистов. Мы продолжаем привлекать исключительных людей по всему миру и недавно превысили 5 000 сотрудников».
Андре Сильва

Проблемы Fintech Decacorn в условиях экономического спада

Проблемы, стоящие перед финтех-компаниями в нынешних условиях, многогранны. Основным препятствием для дальнейшего расширения является сокращение инвестиций. Судя по отчетам о финансировании за 2021 год, капитал, доступный прорывным стартапам, уже не так велик, как раньше.

Финтех-компании, получившие мега-раунды в прошлом году, разработали стратегию и наметили пути к расширению и прибыльности, которые теперь не могут быть достигнуты, поскольку последующие раунды финансирования сокращаются. Однако те компании, которые росли умеренными темпами, скорее всего, окажутся в более выгодном положении, поскольку сокращение рынка усилится. Ключ к выживанию в такой ситуации и даже к процветанию в ней часто приходит с опытом.

«Проблемы, с которыми столкнулась компания Revolut на заре своего существования, были похожи на те, через которые проходят все стартапы, — говорит Андре Сильва. — Масштабировать бизнес сложно, и постоянно возникают проблемы, которые нужно решать. Но, как сказал наш генеральный директор и основатель Николай Сторонский, мы совершили почти все возможные ошибки и научились на них. Мы быстро учимся, и это один из ключей к нашему успеху».

Он считает, что, если компания преодолела отметку в $10 млрд, это не означает, что инвестиционная среда становится легче.

«Компания Revolut привлекла $1,8 млрд финансирования, и мы смогли эффективно привлекать средства на каждом этапе нашего развития. В ходе последнего раунда в июле 2021 года Revolut привлек $800 млн, оценив бизнес в $33 млрд».
Андре Сильва

Защита стоимости и прибыльности в условиях неустойчивой экономики

В конечном счете, это время, когда компаниям действительно необходимо пересмотреть свои стратегии роста, особенно если их прогнозы основывались на том, что в 2020-21 годах «молочно-медовый период» продолжится или даже увеличится. Замораживание найма, рост инфляции и процентных ставок особенно сильно ударили по кредиторам и привели к катастрофическим потерям акций и снижению стоимости всех компаний.

Сильва говорит, что размер компании не обязательно коррелирует с падением, которое многие компании пережили во II квартале 2022 года. Напротив, умение ориентироваться на нестабильном рынке зависит от маневренности и предоставления широкого спектра услуг. Он сказал:

«По нашему опыту, размер не является проблемой. В прошлом Revolut пережил волатильность рынка и продолжал расти в высоком темпе. Разница для нас заключается в нашем диверсифицированном предложении. Мы предлагаем десятки продуктов — от решений по управлению расходами и платежами для бизнеса до лидирующих на рынке валютных операций и трейдинга для розничных клиентов. Разнообразие предлагаемых нами продуктов защищает нас от рыночных потрясений».

Роль слияний и поглощений в росте и восстановлении

Поскольку небольшие финтех-компании и некоторые единороги пытаются сохранить прибыльность и высокую стоимость своих активов, слияния и поглощения, похоже, будут происходить все чаще. Крупные компании, которым в нынешних условиях будет лучше, получат возможность расширить свои предложения и клиентскую базу за счет приобретения других финтех-компаний.

Майк Кирси, руководитель отдела продаж в регионе EMEA компании Boomi, объясняет:

«Четкий план интеграции после слияния жизненно важен для сохранения критически важных для бизнеса приложений, IT-систем и данных. Обе участвующие компании должны понимать важность гармонизированной инфраструктуры и серьезные последствия неудачной интеграции двух разных систем».

Он говорит, что для того, чтобы слияния и поглощения принесли пользу небольшим компаниям, интеграция бизнеса должна быть быстрой, разбитой на управляемые фрагменты и с бесшовной интеграцией приложений и данных для всех служб.

«В основе успеха слияний и поглощений лежит стратегия, которая делает данные доступными и обеспечивает правильное управление. Для успешного слияния обе стороны должны иметь возможность доступа к необработанным данным с единой платформы, на основе которой компания может решить, какой инновационный подход использовать для клиентов, партнеров и сотрудников в дальнейшем», — резюмировал Майк Кирси.
Говоря о пути расширения Revolut, Андре Сильва сказал:

«Мы хотим продолжать расти, как в плане количества клиентов, так и в плане рынков. Сейчас мы обслуживаем более 20 миллионов клиентов в Великобритании, Европе, США, Австралии, Японии и Сингапуре и скоро запустим приложение Revolut в Индии, Мексике и Бразилии. Наша цель — стать действительно глобальным финансовым суперприложением, чтобы люди по всему миру могли открыть счет за несколько минут, в любое время, и получить доступ к услугам, необходимым для управления своими деньгами».
Возврат к списку новостей
Рекламодателю