08.10.2015
Источник:
КАПИТАЛ
Национальный банк повысил базовую ставку до 16%. На самом деле, считают аналитики, эта ставка отражает реальное положение дел в экономике, поскольку после августовских событий тенговая ликвидность и так подорожала.
Вчера глава Нацбанка Кайрат Келимбетов отметил, что нынешний курс в 273 тенге за доллар является равновесным, и напомнил, что регулятор может вмешиваться в валютный рынок в случае необходимости.
Итак, прошлая неделя завершилась заседанием в Нацбанке и выпущенным пресс-релизом о повышении ставки с 12% до 16%. Ставка по операциям постоянного доступа по предоставлению ликвидности при этом составит 17%, по операциям постоянного доступа по изъятию ликвидности – 15% соответственно. «Национальный банк принял решение сузить коридор процентных ставок до ±1 п.п. для снижения волатильности процентных ставок денежного рынка и предоставления четких сигналов рынку. Принимая во внимание экономические данные и перспективы роста, Национальный банк решил повысить базовую ставку до 16% для удержания инфляции в среднесрочном целевом коридоре 6-8%», – сообщил регулятор.
Примечание пресс-релиза четко гласит, что базовая ставка является процентной ставкой, которая, по ожиданиям Национального банка, будет складываться на финансовом рынке по однодневным займам между участниками рынка. В свою очередь ожидается, что банки будут использовать базовую ставку в качестве ориентира при определении ставки вознаграждения по кредитам.
Данила Смирнов, председатель правления АО ДБ «Альфа-Банк», признает, что изменение учетной ставки больше похоже на формальность, так как на денежном рынке ресурсы в национальной валюте стоят стабильно выше прежнего уровня с момента проведенной девальвации. Ставки по кредитованию уже выросли вне зависимости от решения Национального банка РК о ключевой ставке. Одной из причин роста ставок в тенге, по его словам, является недоверие к тенге со стороны большинства экономических агентов. К сожалению, население и предприятия предпочитают хранить свои сбережения в иностранной валюте.
Таким образом, «Национальный банк привел учетную ставку в соответствие с текущей реальностью. До тех пор пока банковскую сферу не насытят тенговой ликвидностью и не снизятся девальвационные ожидания, ставки кредитования будут находиться на высоком уровне – в районе 20% и выше годовых», – пояснил Данила Смирнов. Между тем и для снижения ставки до конца года он не видит оснований.
Айвар Байкенов, директор департамента аналитики АО «Асыл Инвест», и вовсе назвал принятое решение спорным.
«Понятно, что у нас есть трудности с обеспечением роста ВВП и ситуацией в финансовом секторе. Это резкое повышение ставки выглядит не совсем логично. Поскольку экономике страны сегодня нужны стимулы – фискального или монетарного характера, но их пока нет. Такой мерой должно было стать принятие решения по свободно плавающему курсу, которое и было преподнесено в таком виде», – считает аналитик. Он также добавил, что ставка 12% была довольно высокой, на что бизнес жаловался, а в случае 16% предприятиям вообще стоит забыть о доступе к кредитным ресурсам банков.
«Повышая базовую ставку, Нацбанк задает ориентир всем остальным ставкам. Если поднимается базовая, то повышаются и ставки по корпоративным и потребительским кредитам. По сути, Нацбанк снижает объем тенговой ликвидности и повышает ее стоимость», – подчеркнул аналитик.
Относительно инфляции в 6-8% аналитик пояснил, что после девальвации обычно эта цифра является двузначной и ее снижение требует времени. Это видно на примере России, где инфляция после перехода составила 15-16% и там никто сверхоптимистичных целей по ее снижению не ставил. «Возможно, в нашем случае НБ РК сосредоточен на обеспечении инфляции 6-8%. Опять же, возвращаясь к российскому примеру, повышение ставки не дало никакого положительного эффекта, а бизнес остался недоволен», – полагает аналитик.
Экономист Айдархан Кусаинов отмечает, что в условиях отсутствия денег на рынке и вообще высоких ставок повышение до 16% уже особой роли не играет. «К тому же девальвационные ожидания на рынке все еще высоки, а проводимые регулятором интервенции поддерживают их, так что повышение ставки в краткосрочном периоде на бизнесе особо не отразится, однако в среднесрочной перспективе предприятия почувствуют на себе и повышение ставок, и отсутствие доступа к кредитам. На мой взгляд, Нацбанк хочет снизить свои расходы на интервенции и пытается с помощью повышения ставки вывести тенговую ликвидность из экономики, чтобы банки, бизнес и население перестали покупать доллары», – отметил экономист.
«Если говорить о российском рынке, то там ситуация была совершенно иная. Банк России сначала ввел действительно свободно плавающий курс и потом повысил ставку до 17%, что в итоге вывело с рынка спекулянтов», – подчеркнул экономист. Он также добавил, что Нацбанк «угнетает» экономику, удерживая курс. Валютными интервенциями Нацбанк сдерживает курс валюты и влияет на инфляцию, которая вместо запланированных 6-8%, по прогнозам Айдархана Кусаинова, может не догнать и 6%.
Вчера в кулуарах председатель Нацбанка отметил, что сложившийся на сегодня курс национальной валюты к доллару США является равновесным, приводит слова главы регулятора «Интерфакс-Казахстан».
«Сегодня с утра, по-моему, установился курс 273 тенге, на наш взгляд, вполне адекватно тем внешним факторам, на которые ориентируется наша валюта фундаментально», – сказал он журналистам в среду в Астане. Также он отметил, что сокращается участие Нацбанка на торгах.
«Вы знаете, это цены на нефть. Ситуация с китайской и российской экономикой в целом стабилизировалась. Нет также решения Федеральной резервной системы. Если мы смотрим на все эти решения, то, в принципе, сегодняшний курс вполне адекватен, участие Национального банка сокращается», – пояснил глава Нацбанка.
«Те первые торги, которые мы сейчас видим, мы не больше двух месяцев в свободном плавании, показывают, что объем торгов на самом деле небольшой. И небольшим раскачиванием этого объема торгов можно вызвать искусственный дефицит тенге и достаточно большую волатильность обменного курса. Для того чтобы это пресечь, Национальный банк проводил интервенции. И в целом мы оставляем за собой право, чтобы наблюдать за рынком и проводить интервенции Национального банка», – сказал он.
Глава Нацбанка отметил, что «курс более-менее свободный, но не безнаказанный». «Когда несколько манипуляторов рынка могут взять и пятью миллионами долларов разбудить всю страну. Поэтому Нацбанк бдит. Мы все наблюдаем и контролируем», – добавил он. Глава НБ РК подчеркнул, что с предложением долларов и дефицитом долларов на валютном рынке никаких проблем не будет. В целом, по его словам, Национальный банк контролирует ситуацию на валютном рынке, и она сегодня отражает баланс спроса и предложения, который имеется.
Следующие сроки возможной корректировки денежно-кредитной политики будут 6 ноября 2015 года.
Жанторе Касым