11.03.2015
Источник:
КАПИТАЛ
Инициатива Национального банка по развитию безналичных платежей может вдвое сократить оборот обменных пунктов. Аналитики также оценили предложение финрегулятора, предположив, что полный переход на безналичный расчет при совершении крупных покупок может произойти не ранее 2020 года.
Февральское заявление главы Нацбанка Кайрата Келимбетова о том, что финрегулятор призывает казахстанцев осуществлять оплату за крупные покупки в безналичной форме, было воспринято неоднозначно.
«Эта мера регулятора при ее реализации приведет в целом к снижению оборота обменных пунктов на 50%», – поделились мнением в обменном пункте Алматы «Алатау». Между тем в обменном пункте пояснили, что инициатива Нацбанка, последовавшая после девальвации тенге, не отразилась на прибыли. «После того, как финрегулятор обозначил максимальную разницу между курсом покупки и курсом продажи доллара и евро, ситуация с прибылью не изменилась. Наш обменный пункт не потерял в доходах», – пояснили в «Алатау».
Александр Федоров, директор обменного пункта «Сик», считает предложение Кайрата Келимбетова неэффективным. «Нельзя обязать казахстанцев открывать счета в банках и производить безналичные расчеты. Я никогда не буду держать средства на банковском депозите, не доверяю казахстанским банкам», – отметил он. Собеседник акцентировал, что многие казахстанцы до сих пор получают зарплату наличными, не через карточки.
Галим Хусаинов, председатель правления BRB Invest, предполагает, что полный переход к безналичным расчетам за крупные покупки через 2-3 года маловероятен. «Считаю, что это произойдет через 5-10 лет. Это связано с тем, что у многих казахстанцев есть доходы, которые не задекларированы полностью, они не хранятся в банках. К тому же в Казахстане достаточно большой сегмент ретейлеров, базаров, барахолок, которые практически не участвуют в безналичных операциях. Переход на безналичное обслуживание необходимо вводить постепенно. Только тогда, когда POS-терминальная оплата карточками будет внедрена в полной мере и население станет меньше использовать кеш, тогда можно будет говорить об осуществлении крупных покупок в безналичной форме», – отметил он.
Собеседник акцентировал, что проведение крупных расчетов через безналичную форму – правильная мера. «Необходимо понимать, какую именно цель преследует регулятор, призывая к развитию безналичных платежей. Если одна из задач – увеличить обороты в банках, то эта мера может быть эффективна. Но, с другой стороны, все сделки по недвижимости фиксируются у нотариуса, в Министерстве юстиции РК, и перевод оплаты в безналичный формат не увеличит доходы в бюджет», – резюмировал Галим Хусаинов.
По состоянию на январь 2015 года количество обменных пунктов в РК составило 3013, из них банковских обменных пунктов – 2062, небанковских юридических лиц – 951. Самый большой разрыв между объемом проданной наличной иностранной валюты и объемом купленной наблюдался по рублю. В январе обменными пунктами Казахстана было продано в 6,7 раза больше российских рублей, чем приобретено. Обменники продали валюты России на 19,8 млрд, купили – на 2,9 млрд. Наличных долларов было реализовано в 2,4 раза больше, чем приобретено. Обменные пункты в январе купили американской валюты на 599 млн, продали на сумму свыше 1,4 млрд. Евро был менее востребованным у казахстанцев. В январе обменными пунктами было приобретено европейской валюты на 53 млн, продано – 99 млн.