Онлайн-МФО отбиваются от мошенников

10.01.2017

Источник: Bankir.ru

Число мошеннических заявок на микрозаймы в онлайн-МФО за первые девять месяцев 2016 года достигло 180 тыс. штук, свидетельствуют данные онлайн-МФО Money Man и бюро кредитных историй ОКБ. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года их количество выросло в полтора раза и уже составляет около 5,4% от общего количества заявок на получение микрозаймов, которые компании получают от клиентов.

Данные о количестве подозрительных заявок на микрозаймы в онлайн-МФО, которые сами компании относят к мошенническим, были подготовлены онлайн-МФО Money Man совместно с Объединенным кредитным бюро (ОКБ). Согласно этим данным, с января по сентябрь 2016 года скоринговые системы МФО, работающих в онлайне, отклонили более 180 тыс. потенциально мошеннических заявок (5,4% от общего количества всех заявок на займы МФО). За аналогичный период прошлого года число таких заявок было ниже — 115 тыс. штук. Всего в 2015 году компании отклонили порядка 160 тыс. потенциально мошеннических заявок на микрозаймы.

Рост мошеннических заявок на микрозаймы отмечают и в других онлайн-МФО. Так, например, в онлайн-МФО «Робот-Займер» говорят об увеличении числа мошеннических заявок на 30–40% за девять месяцев 2016 года по сравнению с аналогичным периодом 2015 года.

Основной причиной роста мошенничества в онлайн-МФО связывают с нестабильной экономической ситуацией. «С ростом цен, только за 2014 год — 10 месяцев 2016 года уровень официальной инфляции приблизился к 30%, также сокращаются рабочие места, особенно в финансовом секторе. Как правило, нестабильность в экономике влечет за собой и рост мошенничества»,— отмечает гендиректор MoneyMan Борис Батин. Еще одна причина — рост проникновения интернета, в том числе и мобильного, указывают участники рынка МФО.

Мошенники отдают предпочтение онлайн-компаниям, так как считают, что их обмануть проще, чем банки или офлайн-МФО, где так или иначе придется лично встречаться с кредитным специалистом, указывают участники рынка. Влияет и ощущение отсутствия риска, так как заявка на получение микрозайма подается удаленно.

Описать «полноценный» портрет типичного онлайн-мошенника в компаниях затрудняются, так как при подаче заявки такие лица очень часто указывают недостоверные данные. Впрочем, обобщенный портрет все-таки есть: как правило, получить мошеннический заем пытаются молодые (18–35 лет) мужчины без стабильного источника дохода, которые уже могли совершать различные (уголовные или административные) правонарушения, указывает Сергей Седов. По оценкам Бориса Батина, средняя сумма микрозайма, на которую претендуют потенциальные мошенники, составляет порядка 8900 тыс. руб.

«Мошенников можно условно разделить на две основные группы: любители и профессионалы»,— объясняет Борис Батин. По его словам, «любители» не придумывают какие-то сложные схемы, они надеются на удачу: пользуются вымышленными именами, поддельными документами и так далее. Если взять заем не выходит, то пробуют использовать настоящие данные, но сообщают чужие или недействительные телефонные номера, максимально скрывают сведения о себе.

При заполнении анкеты в интернете много раз меняют различные поля, стремясь обмануть систему. Зачастую у них очень плохая кредитная история или же несколько активных кредитов и микрозаймов, которые взяты недавно, и даты платежей по ним еще не подошли, отмечает Борис Батин.

«Профессионалы» подходят к делу основательно. «Они обладают необходимыми знаниями и владеют схемами для получения денег незаконными способами. Они понимают специфику работы кредитных организаций, знают средние суммы, сроки займов, постоянно тестируют системы банков, МФО, компаний онлайн-кредитования на уязвимость. Как правило, они маскируются под добросовестного клиента, используют реальные данные людей, которые даже не подозревают, что на них оформляют кредиты. По поддельным документам покупают сим-карты и открывают счета в банках и многое другое»,— объясняет Борис Батин.

Другая ситуация складывается у МФО, работающих в офлайн-сегменте. В таких компаниях клиент, претендующий на получение микрозайма, так или иначе лично встречается с представителем МФО, поэтому и возможностей для оформления мошеннического займа меньше. По оценкам собеседника портала Bankir.Ru в одной из крупнейших МФО, доля мошеннических заявок в офлайн-МФО составляет менее 1%, и этот показатель находится на стабильном уровне в последние несколько лет. Это подтверждают и другие участники рынка. «В сегменте займов до зарплаты в офлайне уровень мошенничества настолько незначителен, что трудно говорить о какой-то динамике. Сумма займов низкая, особенно для заемщиков, впервые обратившихся в компанию. К тому же для получения требуется оригинал паспорта, подделать который стоит крайне дорого. Также имеется комплекс проверок, который по качеству не уступает банковскому уровню»,— поясняет директор по рискам ГК «Быстроденьги» Сергей Весовщук. По его словам, мошенникам просто невыгодно работать в этом сегменте.

При этом в МФО прогнозируют рост количества мошеннических заявок к концу 2016 года. «Декабрь всегда был месяцем повышенного риска — бизнес хочет выдать максимум в высокий сезон и выполнить годовые цели»,— рассуждает Сергей Весовщук. Для этого многие компании, не взирая на последствия, ослабляют рисковые политики, что привлекает мошенников. «Этот декабрь — не исключение, и мы отмечаем сезонный рост мошеннической активности примерно на 20% выше относительно среднего показателя»,— указывает Сергей Весовщук.

Впрочем, уже в 2017 году количество мошеннических заявок может пойти на спад. «По нашим данным, процент заявок с признаками мошенничества в четвертом квартале 2016 года (на 28 декабря 2016 года) составил 4,3% от общего количества заявок, то есть процент таких заявок снижается. По нашим прогнозам, в 2017 году он будет на том же уровне или немного ниже»,— отмечает Борис Батин. Схожей позиции придерживаются и в МФО «Робот Займер». «Мошенничество развивалось всегда, и 2017 год не станет исключением. Недобросовестные схемы постоянно совершенствуются, появляются новые способы и обходные пути. Но мошенникам будет работать все сложнее, так как МФО постоянно увеличивают количество источников данных, осваивая новые скоринговые технологии»,— резюмирует Сергей Весовщук.
Возврат к списку новостей

Рекламодателю