PayPal: кризис — не помеха для роста онлайн-торговли и интернет-платежей

24.03.2016

Источник: Bankir.ru

Несмотря на кризис, рынок онлайн-ритейла продолжает расти, а безналичные расчеты занимают все большую долю в личных бюджетах россиян. Такие результаты представлены в совместном исследовании платежной системы PayPal и агентства Data Insight. «Онлайн-поведение устойчиво и мало зависит от колебаний индикаторов в макроэкономике»,— уверяют авторы исследования. Причинами этого является растущая популярность интернет-платежей на фоне оптимизации банками своих сетей отделений.

Удивительно, но результаты исследования рынка онлайн-коммерции и платежей в России от PayPal и Data Insight кардинально отличаются от выводов, сделанных ранее в исследовании Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ).

Рынок интернет-торговли растет: в течение последнего года 75% россиян осуществляли онлайн-оплату товаров и услуг (рост на 12 пунктов), 43% совершали покупки в зарубежных интернет-магазинах (такой же рост), а 53% пользовались мобильным интернетом при офлайн-шопинге (рост на 9 пунктов). Самую большую динамику показали денежные переводы между частными лицами — на 20 пунктов, до 69%.

«Такой рост переводов говорит о том, что они стали значительно удобнее,— отметил сооснователь и партнер Data Insight Федор Вирин.— И мы видим, как начал самостоятельно зарабатывать так называемый домашний бизнес». Действительно, россияне ведут активную торговлю в интернете: консультируют (20%), реализуют hand-made-товары (19%), предоставляют услуги дизайна (11%) и офлайновые услуги наподобие ремонта или массажа (7%), пишут или переводят тексты (7%). Торговля, в том числе, ведется и трансгранично, и это обеспечивает рост платежей в Россию из других стран.

При этом, несмотря на кризис, доля пользователей, покупающих и продающих в интернете, продолжает расти. В частности, тех, кто в течение последнего месяца совершил покупку в российском интернет-магазине, стало больше на 4% по сравнению с аналогичным показателем прошлого года. Если говорить о совокупных данных, как по российским, так и по зарубежным онлайн-маркетам, то их стало больше на 6%.

Удобству и доступности онлайн-платежей сегодня активно способствуют сами банки, активно проводя оптимизацию своих офисов. Примерно треть опрошенных рассказали, что ближайшее отделение банка находится от них в радиусе километра, у 6% — более 10 км, и эти цифры не меняются. «Так или иначе в банк надо ехать,— указал Федор Вирин.— Это говорит о том, что количество отделений не растет. Более того, и мы видим этот тренд, банки оптимизируют свои сети, вытесняя людей в банкоматы». При этом в среднем, согласно опросу, человек проводит возле банкомата 15,5 минуты шесть раз в месяц. Банкоматы модернизируются, становясь платежными устройствами и конкурируя с онлайн-банкингом, но так или иначе людям приходится терять время, а порой и стоять в очереди, чтобы оплатить услугу или осуществить перевод. К слову говоря, среднее время посещения банковского отделения составляет 33,5 минуты, а бывать в банке, согласно данным исследования, приходится практически дважды в месяц.

Что касается платежей онлайн, то авторы исследования пришли к выводу, что главными преимуществами для клиентов являются возможность платить из дома в любое время суток и быстро. Самую большую популярность в течение последнего года получили электронные кошельки — популярность этого способа оплаты за последний год выросла на 42%. Чуть менее чем на 40% увеличилась популярность банковских мобильных приложений. Притом что доля граждан, использующих эти платежные каналы, пока не превышает 50%, авторы исследования видят большое будущее как у кошельков, так и у приложений.

«Доля безнала в нашем бюджете медленно, но растет»,— утверждают авторы исследования. По данным опроса, в среднем из 10 тыс. рублей, выделяемых на так называемые текущие расходы, 6,25 тыс. находятся в безналичном виде, годом ранее эта сумма составляла 6,18 тыс. Большую часть безналичных средств, 62%, россияне держат на своих основных дебетовых картах. Около 10% приходится на другие карты. Доля 13% является доступным лимитом по кредиткам, 8% — в электронных кошельках, 7% — на счетах мобильных телефонов.

Согласно исследованию, подавляющее большинство владельцев смартфонов (66%) активно пользуются приложениями для осуществления платежей и оплаты покупок. При этом на первом месте по популярности (52%) — приложения банков. За ними идут приложения обычных и интернет-магазинов (38%) и систем онлайн-платежей (26%).

Утверждать, что Россия — страна «кэша» и онлайн-платежи у нас будут приживаться очень долго, по всей видимости, скоро будет неправильным. Около 15% опрошенных россиян практически не пользуются наличными уже сейчас, 25% заявили, что смогут отказаться от обычных денег в ближайшие два-три года. Больше половины респондентов, 53%, уверены, что перестанут пользоваться наличными через 10–15 лет.
Возврат к списку новостей

Рекламодателю