19.11.2015
Источник:
РБК
Большинство кредитных организаций, специализирующихся на ретейле, в третьем квартале продолжали увольнять сотрудников, однако по сравнению в началом года масштабы сокращения стали намного меньше, следует из отчетности. РБК проанализировал ежеквартальные отчеты 14 банков, у которых доля кредитов физлицам в активах, по оценкам RAEX, превышает 40%. В 3 квартале эти банки уволили 889 человек, тогда как во втором квартале сокращения коснулись 5,6 тыс. сотрудников, а в первом — работу потеряли примерно 19 тыс. человек.
Больше всего сотрудников уволил «Восточный экспресс» — больше 4 тыс. человек с начала года. Его штат сократился почти вполовину. Только в третьем квартале работу потеряли больше 1,5 тыс. сотрудников. В «Восточном экспрессе» эти сокращения связывают со стагнацией на рынке розничного кредитования. «В этих условиях банк принял решение сконцентрироваться на развитии в приоритетных для себя регионах (Дальний Восток, Восточная Сибирь), где у нас прочные позиции», — сообщил официальный представитель КБ «Восточный». Он отметил, что в основном увольнения происходили весной и летом 2015 г., добавив, что основная фаза сокращений уже прошла.
Значительно сократил персонал и другой лидер рынка потребительского кредитования «Хоум Кредит». Как ранее писал РБК, банк в третьем квартале 2015 года уволил более тысячи сотрудников, с начал года банк сократил штат почти в два раза — до 17 тыс. человек.
В ВТБ 24, где с начала года было уволено 2,6 тыс. сотрудников, из них 936 — в третьем квартале, пояснили, что сокращения проводятся в рамках плановой оптимизации. «Списочная численность персонала за 2015 год сократилась примерно на на 10%», — сообщили в пресс-службе банка, уточнив, что на данный момент процесс оптимизации завершен, и дополнительных сокращений в 4 кв. банк не планирует.
«Розничные банки находятся на распутье, потому что та бизнес-модель, которой они пользовались последние 10-лет, исчерпала себя. С одной стороны упал спрос и платежеспособность населения и ухудшилось качество кредитных портфелей, с другой — после повышения ставки ЦБ у банков резко сократилась процентная маржа», — говорит аналитик рейтингового агентства S&P Сергей Вороненко. «Сокращения персонала будут наблюдаться до конца 2015 года. Реальный рост на рынке розничных кредитов может начаться не раньше 2017 года», — говорит он.
Трудовые потери банковского ритейла могли быть больше, но в третьем квартале некоторые банки, напротив, набирали сотрудников. Например, «Сетелем Банке» увеличил штат на 837 человек. В начале года кредитная организация напротив сокращала персонал: в первом квартале банк уволил 950 человек, а всего с начала года его штат уменьшился на 335 человек. Как пояснили в пресс-службе «Сетелем Банка», колебания численности персонала связаны, прежде всего, с сезонностью бизнеса в сегментах POS-кредитования и автокредитования. «В первом полугодии наблюдается спад продаж, наступает так называемый «низкий сезон», а третьем квартале, с наступлением «высокого сезона», участники рынка увеличивают численность персонала в связи с ростом объемов выдаваемых кредитов», — пояснил официальный представитель банка. Он также добавил, что часто численность персонала в розничных банках увеличивается за счет найма временных сотрудников.
Аналогичная ситуация в «ОТП Банке», который в третьем квартале принял на работу 273 сотрудника, увеличив штат до 14,8 тыс. человек. В первом квартале банк уволил 1835 человек, с начала года - 2,3 тыс человек. В банке также объяснили изменения численности персонала сезонностью.
Старший вице-президент банка «Ренессанс Кредит» Елена Логинова говорит, что на численность сотрудников розничных банков часто влияет их возрастной состав. «В нашем банке на низких позициях работает много молодежи, которая летом отдает предпочтение отдыху и выходит на рынок труда только осенью», — сообщила она. «Ренессанс кредит» в третьем квартале принял на работу 1,5 тыс. человек, его штат вырос до 14,1 тыс. сотрудников. С начала года кредитная организация сократила всего 300 человек, причем наиболее масштабные увольнения прошли в начале года (в первом квартале банк уволил более 2,3 тыс. человек). «Эти показатели включают агентов, которые не являются сотрудниками банка, их количество всегда существенно колеблется. При этом штатная численность персонала практически не меняется», — отметила Логинова.
Только два банка — «Тинькофф Банк» и «Лето банк» нанимали людей весь год. За девять месяцев штат «Лето банка» вырос на 400 человек, 350 из которых банк принял на работу в третьем квартале. «Банк не проводил сокращений в 2015 году и не наращивал численность до середины года. Прирост численности к октябрю на 6% по сравнению с началом года является запланированным и соответствует потребностям бизнеса», — прокомментировали в пресс-службе Лето банка.
«Тинькофф Банк» с начала года нанял дополнительно 189 человек, из них 124 — в третьем квартале. Пресс-служба банка отказались от комментариев, сославшись на ранее озвученные в СМИ планы по развитию бизнеса. Так в мае 2015 г. стало известно, что кредитная организация начала привлекать ипотечных заемщиков для банков-партнеров, а в октябре «Тинькофф Банк» объявил о планах совместно с БКС запустить сервис по удаленному открытию брокерских счетов.
Управляющий партнер хедхантинговой компании «Агентство Контакт» Марина Тарнопольская говорит, что банки набирают молодых специалистов в расчете на оживление потребительского спроса. «В последние месяцы года люди совершают больше покупок, поэтому спрос на кредитные карты и потребительские кредиты растет», — поясняет она. Вместе с тем, по словам эксперта, вакансий на топовые позиции стало намного меньше и они изменились. «У банков больше нет глобальных планов по развитию, поэтому в большей степени требуются люди, способные развивать бизнес в кризисных условиях, а это предполагает нестандартное мышление, умение создавать новые технологии», — говорит Тарнопольская.
Вороненко из S&P считает, что найм новых сотрудников в банки, в большей степени, связан с необходимостью разработки новых продуктов и услуг. В целом же, по мнению аналитика, большинство участников ранка будут пытаться осваивать менее трудозатратные бизнес-модели, подразумевающие использование меньшего числа офисов и услуг, требующих большого штата сотрудников. То есть сокращения продолжатся.
Альберт Кошкаров