«Серых» автодилеров в Казахстане возьмут в оборот

17.03.2015

Источник: Forbes Kazakhstan

Информация о том, что в правительстве готовится проект документа, запрещающий продажу новых автомобилей по неофициальным каналам, вызвала недовольство в рядах «серых» дилеров.

По мнению «серых» продавцов, законодательная поддержка официальных автопроизводителей и дистрибьюторов послужит созданию монополии на продажу автомобилей, что автоматически уничтожает честную конкуренцию.

Но есть и противоположная точка зрения: продажи только по официальным каналам помогут снизить криминогенность авторынка, увеличить ответственность продавцов перед потребителем. Поэтому такая мера со стороны властей будет оправдана, сообщает пресс-служба Ассоциации казахстанского автобизнеса.

Напомним, что «серыми», или неофициальными, считаются ретейлеры, у которых нет официального разрешения от владельца автомобильного бренда. Таких продавцов принято считать полулегальными. Тем не менее, их продукция у потребителей пользуется спросом, что стало особенно наглядно в последние месяцы.

Из-за девальвации рубля и, как следствие, доступности российских автомобилей поток «серого» импорта беспрепятственно хлынул в страну. По данным Ассоциации казахстанского автобизнеса (АКАБ), за несколько месяцев в нашу страну было завезено более 60 тыс. автомобилей. Часть из них автолюбители привезли для собственных нужд, но большинство было предназначено для перепродажи.

Рядовым гражданам и «серым» ретейлерам такой автоимпорт, конечно, выгоден. Но тем, кто живет за счет легальных продаж, пришлось несладко. Это, в первую очередь, официальные дилеры. Затем - казахстанские банки (в некоторых автокредитование снизилось до беспрецедентных объемов). Ну, и, конечно, пострадала госказна, из-за «серого» импорта недополучив существенные суммы налоговых отчислений.

Произошло перенасыщение авторынка. По данным АКАБ, ежемесячный объем продаж автомобилей в РК у официальных дилеров, ни разу не превысивший 20 тыс. единиц, в январе 2015  едва достиг 8 тыс. При этом продажи «серых» авто за этот же период составили более 18,5 тыс. Сегодня на долю неофициальных ретейлеров приходится около 25% продаж на авторынке Казахстана.

Основную часть «серого» рынка составляют российские компании, которые не платят налоги, не вкладываются в инфраструктуру, не развивают сервисные станции, не формируют необходимые стоки запасных частей и расходных материалов, не поддерживают гарантию, не обучают сотрудников сервиса, не приобретают оборудование для технического обслуживания… Да много чего ещё не делают «одноразовые» компании по продаже автомобилей: они просто зарабатывают лёгкие деньги. Оставшуюся часть «серого» рынка представляют отечественные продавцы.

Главный риск покупки машины у «серых» дилеров – высокая вероятность наткнуться на некачественный автомобиль. Учитывая, что официальной гарантии у таких продавцов нет, можно распрощаться с надеждой на бесплатный ремонт или замену бракованного авто. И доказательством тому - множество историй горе-покупателей, которыми пестрит интернет.

Чаще всего автомобили, продающиеся неофициально, завезены из стран, где стоимость на них значительно ниже, чем у нас, - например, ОАЭ. Но машины, произведенные с учетом особенностей нашего региона, существенно отличаются от тех, которые колесят по странам, где нет зимы и качество дорог значительно лучше. Из-за того, что автомобиль эксплуатируется в неподходящих условиях, он быстрее изнашивается, на его содержание и техобслуживание уходит значительно больше средств, и начальная выгода превращается в серьезную статью расходов.

Один из самых распространенных видов мошенничества среди неофициальных дилеров – предварительная продажа дешевых автомобилей, которые еще не ввезены в страну. Потребители отдают продавцам деньги и больше не видят ни их, ни автомобили. Крупный скандал произошел недавно в Семее. Там супружеская пара заработала на доверчивых автолюбителях 55 млн тенге, обещая им машины дешевле, чем в официальном салоне.

Как сообщили в АКАБ, сейчас официальные продавцы существенно снизили цены, на некоторые модели - до 30%. Это значит, что покупка у легальных дилеров не только безопасна, но и выгодна.

У официальных дилеров теперь есть еще один козырь - выгодное автокредитование в банках второго уровня. Государство выделило 20 млрд тенге на поддержку казахстанского автопрома. Был запущен механизм, который стимулирует не только спрос (а следовательно, рост продаж и производства), но и развитие банков благодаря дешевому фондированию. В результате конечный потребитель получит выгодный кредит, годовая процентная ставка по которому (4%) ниже уровня инфляции (6%).

С каждым днем у неофициального рынка автомобилей в Казахстане всё меньше шансов на выживание. Уже сегодня официальные салоны сравнялись с полулегальными продавцами в доступности цен, а кое-где даже обошли их по этому показателю. Уровень сервиса, гарантии и постгарантийное обслуживание привлекает многих казахстанских автолюбителей больше, чем стремление сэкономить несколько тысяч долларов на рискованной покупке авто на «сером» рынке.

Виктория Ростова
Возврат к списку новостей

Рекламодателю