Выжмет ли Brent 70, когда он лежа жмет лишь 50?

22.10.2015

Источник: КАПИТАЛ

ОПЕК обсудит с Казахстаном повышение цен на нефть.

ОПЕК и восемь нефтяных игроков, не входящих в картель, встретятся на техническом совещании, которое должно состояться до конца октября. Приглашение от организации на эту встречу получил и Казахстан, вместе с ним – Россия, Азербайджан, Бразилия, Колумбия, Мексика, Норвегия, Оман. Ожидается, что страны обсудят возможность повышения стоимости нефти на мировом рынке за счет сокращения добычи. Но придут ли к единому мнению в ситуации, когда никто не хочет уступать, – это большой вопрос. И, похоже, он уже стал настолько привычным, что никто не спешит на него отвечать.

И вновь продолжается бой…

…Венесуэлы за рост стоимости черного золота на мировом рынке. Информагентства сообщают, что на предстоящем совещании латиноамериканское государство предложит картелю новую стратегию повышения цен на нефть: добыча поэтапно снижается – баррель Brent не опускается ниже $70.

«Венесуэла с начала этого года пытается так или иначе лоббировать вопрос сокращения добычи и постоянно говорит о том, что необходимо предпринимать шаги для повышения стоимости нефти на международном рынке», – отмечает Евгений Слесарев, инвестиционный консультант компании FIBO Group. В числе последних инициатив Каракаса – его сотрудничество с Россией и проведение чрезвычайной сессии в координации с РФ для выработки стратегии поддержки цен. Еще одна яркая идея – выпустить на рынок новый сорт нефти, представляющий собой сочетание тяжелого венесуэльского сырья с легким сырьем производства других стран. Аналитики же, ранее прокомментировавшие для «Капитал.kz» эти предложения, считают их несостоятельными: это лишь попытка экономики, страдающей от низких цен на нефть (бюджет Венесуэлы опирается на уровни выше $100 за баррель), что-то изменить в этом несправедливом мире нефтяных гигантов.

Всем нужны деньги

И все же согласятся ли страны снизить добычу? «Такой вопрос давно стоит на повестке дня, многие об этом говорят, но никто не хочет реально сокращать объемы», – говорит Евгений Слесарев. К примеру, Саудовская Аравия: она не идет на это, даже несмотря на то что уже испытывает определенные экономические трудности. Страна уже вышла на фондовый рынок, что было расценено многими аналитиками как попытка компенсировать потери от дешевых баррелей. Из последних новостей – из-за сокращения поступлений в бюджет есть случаи задержки выплат государственным подрядчикам, занятым в строительстве инфраструктурных объектов, о чем пишет Bloomberg. Также рост ВВП страны, по прогнозам агентства, может составить 3% в 2015 году против 10% в 2011-м.

«ОПЕК, – поясняет Евгений Слесарев, – стоит на том, что будет сокращаться сланцевая добыча, а этот рынок нужно отвоевывать, и, пока у членов картеля есть такая возможность, они этим занимаются. А страдают другие страны – более слабые игроки».

И это притом что страны организации уже много раз призывали коллег к снижению добычи. «Но никто не хочет снижать ее сам – добычу должны снизить другие участники картеля», – говорит Олжас Байдильдинов, независимый аналитик в нефтегазовой сфере. Это несоответствие видно на примере Ирана: Исламская Республика призывает картель снизить добычу, но одновременно говорит, что после снятия санкций увеличит добычу на 0,5-1 млн баррелей в сутки в течение 1-2 лет. «И у Ирана есть весомый аргумент – за время международной изоляции другие члены ОПЕК практически «захватили» его квоту», – комментирует эксперт.

Позиция большинства нефтедобывающих стран одна: «Почему лично мы должны что-то снижать? Рынок сам вытолкнет неконкурентоспособных». В целом практически все ведущие производители, включая Россию и Саудовскую Аравию, добывают сейчас на пике производственных мощностей, добавляет аналитик.

«Внутри ОПЕК никто не может договориться о снижении – всем нужны деньги. И это первая проблема, – перечисляет Олжас Байдильдинов. – Вторая проблема более существенна: ОПЕК уже не обладает прежней властью над нефтяным рынком, так как появилось большое количество других игроков. Их как раз и пригласили на это техническое совещание». Однако, по словам аналитика, между участниками этой встречи также нет единых позиций, отношения между странами больше определяются геополитикой, нежели экономикой.

Ситуацию с ценами не изменит и декабрьское плановое заседание ОПЕК, считает Евгений Слесарев. «Мы можем получить ту же самую ситуацию: нефть будет находиться в тех же диапазонах, в которых мы ее видим сейчас: Brent – $50-55 за баррель, баррель WTI – от $46 до, возможно, $53».
«Рынки ответят кратковременным ралли на совещания, встречи ОПЕК и заявления о необходимости снижения, но цены начнут восстанавливаться только в случае физического дефицита поставок», – добавляет Олжас Байдильдинов.

А что же Казахстан?

Поддержит ли Казахстан идею снижения добычи нефти? «Позицию Казахстана, можно сказать, озвучил министр энергетики Владимир Школьник, заявив, что республика уже внесла свою лепту, снизив добычу в текущем году на 1,2%, но по факту эти выпадающие объемы были с легкостью замещены другими производителями», – говорит Олжас Байдильдинов.

Напомним: в конце сентября глава профильного ведомства сообщил о том, что некоторые члены ОПЕК обращались к Казахстану «с тем, чтобы гармонизировать наши подходы в части того, чтобы стимулировать повышение цен на нефть». Министр отметил, что Казахстан и так сократил добычу: в 2014 году был получен 81 млн тонн, в 2015 году ожидается 79,8 млн тонн.

Евгений Слесарев уверен: дальнейшее сокращение добычи сейчас целесообразно для Казахстана. У республики уже есть завоеванные рынки, снижение добычи означает отказ от какого-то из них. А это может произойти только в пользу других игроков. Кого? Вероятно, ближайших соседей. Но нужно ли это Казахстану? Бизнес есть бизнеc.
Возврат к списку новостей
Рекламодателю