Председатель правления Банка ВТБ (Казахстан) Дмитрий Забелло не ожидает великих потрясений на валютном рынке Казахстана, при условии, что внешние макроэкономические показатели будут такими же, как сейчас. Об этом он заявил на встрече с журналистами, передает корреспондент центра деловой информации Kapital.kz.
Прошло 90 рабочих дней с того момента, как Дмитрий Забелло возглавил российскую «дочку» в Казахстане – Банк ВТБ (Казахстан). «Это именно тот период, когда становится понятно, где находится банк и куда далее двигаться», - подчеркнул банкир.
На пресс-ланче он сразу обозначил, что 2015 год был «очень сложным», начало 2016 года «напряженным». «Это касается и России и Казахстана. Но сегодня ситуация явно стабилизировалась....Мы не ожидаем великих потрясений на валютном рынке, как и все игроки на этом рынке, при условии что внешний фон будет примерно такой, как сейчас…» - сообщил банкир.
Впрочем, он обозначил, что по данным неаудированной отчетности Банк ВТБ (Казахстан) закрыли 2015 год с убытками – около 3,7 млрд тенге.
Между тем, Дмитрий Забелло подчеркнул, что ВТБ имеет огромные возможности для финансирования проектов в Казахстане. «У нас есть очень крупные проекты, реализованные совместно с группой ВТБ. Лимит на одного заемщика в Казахстане, также как и у холдинга ВТБ, составляет 3 млрд долларов. У нас в Казахстане есть сделки, реализованные под такой лимит», - отметил он.
Об инфляции и проблемах
«Инфляционные ожидания очень сильно связаны с учетной ставкой – это естественно. На самом деле многие воспринимают инфляцию как некую беду. Инфляция не беда – это неотъемлемый атрибут роста экономики. Посмотрите, что делают развитые страны, они борются с дефляцией. Ведь если нет инфляции, то нет экономического роста. Но инфляция должна быть в разумном коридоре», - напоминает банкир.
Пока Дмитрий Забелло затруднился спрогнозировать дальнейшее поведение учетной ставки. «В России бизнес с одной стороны ждет снижения базовой ставки, с другой – для макроэкономики и для бизнеса ставка должна быть адекватна инфляции. Дальнейшие ожидания по снижению учетной ставки, безусловно, есть. Но, нужно иметь ввиду, что ставка четко коррелируется с инфляцией. Предположу, что базовая ставка будет снижаться, до какого уровня сложно сказать. Двухпроцентное снижение учетной ставки – это реально. С высокой степенью вероятности, думаю, что это произойдет в первой половине 2016 года. Банки очень зависимы от учетной ставки, потому что мы свою маржинальность вынуждены сохранять на очень высоких ставках по кредитам – это одна из проблем», - сообщил Дмитрий Забелло.
Еще одна проблема для казахстанских банков, как считает глава ВТБ, это проекты, требующие длинных дешевых денег. «Инвестиционные проекты со стоимостью ресурсов в 17% - это нереально, таких проектов не существует, такой окупаемости нет», - подчеркнул банкир.
Нехватка длинной тенговой ликвидности, как подчеркивает Дмитрий Забелло, пока остается проблемой. «Именно поэтому мы очень осторожно, со всеми оговорками, начинаем кредитовать в рублях. Потому что, с одной стороны, рубль – это не доллар и не евро. Мы отследили девальвацию внутри пары рубль тенге, на наш взгляд, она приемлема. За исключением прошлого года… В этом году мы ожидаем колебания рубля к тенге в районе пяти. У нас есть очень серьезный инструмент - это рубль. Мы в настоящее время закладываем кредитование в тенге с возможностью замещения его рублями, если закончится тенговая ликвидность. То есть, урок 2015 года мы учли, когда ставки РЕПО доходили до 300%», - заметил банкир.
О токсичных кредитах
Дмитрий Забелло подчеркнул, что после девальвации 2015 года доля плохих кредитов в казахстанском ВТБ выросла. «Доля могла быть еще выше, если бы не наша политика. Два года назад наш банк стал предоставлять валютные кредиты только заемщикам с валютной выручкой. Основные проблемы от кризиса для банков были именно в том, что они выдавали кредиты в валюте заемщикам с тенговой выручкой…Отмечу, просрочка по кредитам у розничных заемщиков в нашем банке минимальна – менее 6%. Основная доля плохих займов приходится на компании…Мы не планируем открывать «дочку» по работе с токсичными активами. Наша цель - к концу 2017 года снизить долю проблемных кредитов ниже 10%», - отметил он.
О кризисе
«Казахстан в прошлом году смог сохранить рост экономики – и это очень сильно повлияло на последствия кризиса: последствия более мягкие, чем в России. В России очень сильно пострадало финансирование инфраструктуры. В Казахстане этого не допустили, это огромный плюс. В России не перекрывался доступ к рублям, менялась их стоимость. В прошлом году в Казахстане были довольно серьезные ограничения к доступу к тенге. Это отличие казахстанского и российского кризисов», - отметил Дмитрий Забелло. Как отметили в банке, в новых реалиях, фининститут сжал свои издержки и пересмотрел свои договора аренды.
«Мы поменяли валютную составляющие по арендным договорам на тенге, ушли от аренды в долларах. Очевидно, получается неадекватная ситуация, когда в Казахстане стоимость аренды исчисляется в долларах. В итоге, после перехода на тенге стоимость аренды наших отделений снизилась на 10-15%. Мы заняли очень жесткую позицию с арендодателями. Мы четко сказали им, что мы переедем, если аренда будет в долларах. Надо отдать должное собственникам офисных помещений, мы практически со всеми нашли общий язык», - сообщил банкир.
О тенге и депозитах
Дмитрий Забелло также прокомментировал и сдерживание Нацбанком укрепления тенге. «Самое опасное для валютного рынка – это величина скачков курса. Высокие скачки – это всегда очень плохо. Сглаживание таких скачков – это одна из функций любого Центрального банка. Мы не обращали ранее внимание на скачки в здоровой обстановке, сейчас все по-иному. В кризис у всех пристальное внимание на все движения на валютном рынке. Считаю, что в Казахстане и в России действительно реализована модель плавающего курса», - отметил банкир.
Он обратил внимание, что доля тенговых депозитов стала расти. «Это четкий тренд последних месяцев. Как только гарантированная ставка по тенговым депозитам была установлена на уровне 14% - стал наблюдаться переток вкладов в тенге. К примеру, в нашем банке доля депозитов в тенге увеличилась на 30%. Наблюдается реальная дедолларизация депозитной базы», - заявил Дмитрий Забелло.
О нефти
«Наверное, эпоха дорогой нефти закончилась. По крайней мере, об этом говорят ведущие экономисты мира.. Мы не зашли во временный кризис низкой цены на энергоресурсы… Впрочем, не исключено, что нефть когда-нибудь и будет стоить 100 долларов за баррель», - подчеркнул банкир.
О планах
«Планы банка очевидны – выйти на прибыль. Также мы намерены в течение ближайших 2-3 лет нарастить активы до такого уровня, чтобы войти в топ-10 банков РК (cейчас банк занимает 21-ое место по активам – Ред.). В 2016 году мы планируем рост кредитного портфеля в пределах 30%. Планы по структуре неизменны, примерно треть кредитного портфеля, как и сейчас, составит малый бизнес, треть – корпоративный и треть – розничный. Этого паритета мы намерены придерживаться», - сообщил Дмитрий Забелло.
Он пояснил, что у банка нет четких ориентиров на какие-то отрасли. «В первую очередь, нас интересует здоровый бизнес», - подчеркнул банкир. Дмитрий Забелло обозначил, что банк будет делать упор на развитие IT инфраструктуры. «Бюджет на IT – это ориентировочно третья статья расходов банка после затрат на аренду недвижимости и оплату труда. Также мы намерены развивать пограничный факторинг между Россией и Казахстаном», - заметил банкир.
Собеседник обратил внимание журналистов, что в 2016 году банки в Казахстане вряд ли пойдут на укрупнение. «У банков нет денег на это, золотые времена дешевых денег закончились в 2008 году, как раз в тот период и был пик поглощений», - заявил Дмитрий Забелло.