История взлета и падения Трэвиса Каланика, бывшего генерального директора Uber

27.06.2017

Источник: Rusbase

Восемь лет назад Трэвис Каланик запустил в Сан-Франциско стартап под названием UberCab. Сегодня Uber — настоящий гигант индустрии перевозок и одна из самых успешных компаний Кремниевой долины.

uber
А еще с ней связано множество скандалов, на которых в последние месяцы постоянно попадался ее генеральный директор. Все они привели к расследованию, которое затянулось на четыре месяца, к более чем 20 увольнениям и, наконец, уходу Каланика из компании, которую он создал. Вот как выглядела его история.

Генеральный директор Uber Трэвис Каланик вырос в пригороде Лос-Анджелеса Нортридж. В детстве он хотел стать шпионом.

Каланик учился хорошо, а еще занимался бегом и играл в футбол. Его обижали старшеклассники и позднее он пообещал себе, что его больше никто никогда не тронет.

Со временем Каланик пошел по стопам своей матери, которая работала рекламным агентом: подростком он ходил по домам и продавал ножи фирмы Cutco. Свой первый бизнес Трэвис открыл в 18 лет — это были подготовительные курсы SAT для поступления в американские вузы.

Когда Каланик открыл Uber, его родители стали самыми первыми, «нулевыми» пассажирами.

Каланик поступил в Калифорнийский университет в Лос-Анджелесе, чтобы изучать там компьютерную инженерию. В 1998 году он бросил учебу, но на то у него были веские причины.

Он ушел работать над поисковой машиной Scour. Его разработкой он занимался вместе со своими одноклассниками Майклом Тоддом и Винсом Бусамом.

Каланик получал пособие по безработице, несмотря на то что работал в стартапе Scour, финансируемом другом одного из его основателей.

Но дела у стартапа пошли плохо — он получил несколько судебных исков от различных компаний из индустрии развлечений на сумму $250 миллиардов, и Scour объявил о своем банкротстве.

Каланик ушел в Red Swoosh — компанию, занимавшуюся разработкой сетевого ПО. Ее открыл один из бывших основателей Scour Майкл Тодд, и Каланик присоединился к руководству. До обвала рынка акций после событий 11 сентября 2001 года компания использовала налоги, которые платили ее сотрудники, для инвестирования стартапа. Это привело к разногласиям между основателями, и компания так и не смогла совершить экзит.

Каланик вернулся в родительский дом и поднял инвестиции. В 2007 году он продал Red Swoosh компании Akamai за $23 миллиона и стал миллионером.

После этого Каланик провел целый год в путешествиях по миру. Он побывал в Испании, Японии, Греции, Исландии, Гренландии, на Гавайях (дважды), во Франции (дважды), Австралии, Португалии, Кабо-Верде и Сенегале.

В конце 2008 года Каланик посетил технологическую конференцию LeWeb, где и услышал впервые идею Uber. Он задумался о том, как можно снизить стоимость такси нажатием одной кнопки.

Каланик не любил обычное такси из-за неприятного инцидента, который произошел с ним несколько лет назад. Однажды он поругался с водителем, и ему пришлось выпрыгнуть из автомобиля на ходу.

Первая версия Uber под названием UberCab была разработана Гарреттом Кэмпом, Оскаром Салазаром и Кондрадом Уиланом. Каланик был их «мегасоветником», хотя ранее он называл себя «главой инкубатора». Услуги UberCab стоили в полтора раза дороже обычного такси, но с его помощью можно было вызвать машину нажатием одной кнопки или отправив короткий текст.

В начале 2010 года в стартап пришел Райан Грейвс, который занял позицию генерального менеджера. Позже он стал генеральным директором UberCab.

Официальный запуск UberCab в Сан-Франциско состоялся в июне 2010 года. Приложение вызвало огромный ажиотаж, хотя изначально инвесторы не спешили нести свои деньги в Uber...

...но в итоге за лето 2010 года Uber смог поднять инвестиции. Стартап получил $1,25 миллиона посевных инвестиций от First Round Capital, фонда приятеля Каланика Криса Сакка и сооснователя Napster Шона Фэннинга. Затем Uber получил $11,56 миллиарда от венчурных инвесторов.

В декабре 2010 года Каланик стал генеральным директором Uber, а Грейвс вернулся на должность генерального менеджера. По словам обоих, такие кадровые перестановки прошли вполне мирно.

После успеха в Сан-Франциско Uber начал появляться и в других городах США. В мае 2011 года приложение запустилось в Нью-Йорке. Сейчас там самый большой его рынок — ежедневно в этом городе совершается более 168 тысяч поездок на Uber. На данный момент Uber работает в более 260 городах США.

В декабре 2011 года Uber стала международной компанией и запустила свой сервис в Париже — первом городе за пределами США. Сейчас Uber работает в более 600 городах по всему миру, в том числе в 16 российских городах.

На данный момент Uber оценивается в $69 миллиардов, из-за чего он считается самой дорогой частной технологической компанией в мире.

В 2015 году Каланик и другие основатели Uber Гарретт Кэмп и Райан Грейвс впервые попали в список миллиардеров Forbes. Каланику и Кэмпу принадлежала большая часть компании, чем Грейвсу, из-за чего размер их состояний значительно отличался: у каждого было по $6,3 миллиарда, а у Грейвса только $1,58 миллиарда.

В начале 2015 Uber сообщила, что планирует протестировать в Питтсбурге беспилотные автомобили. Масштаб этого проекта увеличился, и теперь компания тестировала их в Сан-Франциско, а затем в Аризоне. Каланик очень любил этот проект — он верил, что именно от него зависело будущее Uber.

Те, кто знал Каланика лично, описывали его как безбашенного и высокомерного человека. Возможно, именно благодаря характеру Каланика Uber и обрел успех...

...но он также доставил компании множество неприятностей.

Первый скандал с Uber произошел в 2014 году, когда в одном из интервью Каланик назвал свой сервис «сиськубером» (boob-er), потому что он помог ему привлекать женщин.

Затем в феврале 2017 года бывшая сотрудница Uber Сьюзан Фаулер рассказала в своем блоге о сексуальных домогательствах и сексизме в компании. Каланик тут же решил разобраться в обвинениях Фаулер и нанял бывшего генерального прокурора США Эрика Холдера, чтобы провести собственное расследование дела.

С тех пор скандалам не было конца. В феврале издание The New York Times опубликовало шокирующую статью о том, что на корпоративе Uber сотрудники употребляли кокаин, а одного из менеджеров уволили из-за того, что он домогался женщин.

Затем в сети появилось видео с авторегистратора, на котором Каланик вышел из-за себя во время разговора с водителем Uber, который пожаловался на снижение зарплаты. Позднее Каланик принес официальное извинение и сообщил, что ищет управляющего директора компании.

Раньше Каланик постоянно пользовался Uber и иногда даже сам подрабатывал водителем, но после этого случая он нанял персонального водителя.

Два года Каланик встречался со скрипачкой Габи Хольцварт, но в августе 2016 года они расстались. В марте 2017 года Хольцварт рассказала о случаях сексизма, которые она видела в Uber, когда состояла в отношениях с Калаником. А еще она сказала, что руководство Uber посещало караоке-бар с эскорт-услугами в Южной Корее.

Сейчас Uber ведет разбирательство с Google насчет прав на технологию беспилотных автомобилей. Google считает, что Uber «прикрывает» бывшего сотрудника Google Энтони Левандовски, который якобы украл основные элементы беспилотной технологии Google. В апреле Левандовски был уволен из Uber.

Затем один из беспилотных автомобилей Uber проскочил на красный свет в Сан-Франциско. Представитель компании сообщил, что это произошло из-за «человеческого фактора», но The New York Times опровергло это заявление, пояснив что машина просто не смогла распознать сигнал светофора.

В мае в семье Каланика случилась трагедия. Его родители Бонни и Дональд отправились покататься на лодке в Калифорнии, но судно разбилось о скалы. Мать Каланика погибла, а отец попал в больницу в тяжелом состоянии. В начале июня Каланик сообщил в Facebook, что сейчас его отцу постепенно становится лучше.

В июне Uber покинул Эмиль Майкл, правая рука Каланика и директор по развитию бизнеса в компании. По словам Майкла, причиной его увольнения послужила дружба с Калаником, которая не понравилась «слабому» совету директоров.

Затем в этом же месяце Uber уволила более 20 сотрудников из-за 215 жалоб внутри компании. Uber также опубликовала 13-страничный отчет о расследовании проблем корпоративной культуры, которое в течение четырех месяцев проводила фирма бывшего генерального прокурора США Эрика Холдера. В этом отчете фирма рекомендовала Uber пересмотреть свою культуру и постараться внести больше этнического и гендерного разнообразия среди сотрудников.

Затем поступок одного из руководителей Uber Эрика Александера вызвал еще один скандал. Получив на руки медицинские показания от пассажирки, которую изнасиловал водитель в Индии, он обсудил их с Калаником и Майклом и носил их с собой год, не приступая к разбирательству дела. Эрика уволили, и его поступок всплыл на свет, из-за чего еще больше людей стали требовать смещения Каланика, а потерпевшая подала иск против Uber.

В начале июня Каланик взял отпуск, чтобы «поработать над собой» и прийти в себя после трагедии в семье. Компания заявила, что по возвращению он лишится некоторых своих обязанностей, и они перейдут к новому управляющему директору.

21 июня Каланик сообщил о своей отставке. «Я люблю Uber больше всего на свете. Для меня это очень трудный момент в жизни, но я принял предложение инвесторов об отставке, чтобы компания могла развиваться дальше, а не отвлекаться на очередной скандал», — заявил он.

Говорят, что среди инвесторов Uber были разногласия, и пять из них потребовали немедленной отставки Каланика. Один из них, Билл Гарли, написал у себя в твиттере, что «в исторических книгах будет множество страниц о [Трэвисе Каланике], ведь мало кто из предпринимателей оказывал на мир такой длительный эффект».

Что теперь будет с Трэвисом Калаником? Пока неизвестно. Он остался в совете директоров компании, и ему по-прежнему принадлежит большая доля Uber. «Для Трэвиса Uber всегда был на первом месте, — заявил совет директоров. — С его стороны это было смелое решение, которое показывает его преданность и любовь к Uber. Он уходит из компании, чтобы излечить душевные раны после личной трагедии и дать Uber возможность открыть новую главу в своей истории».

Возврат к списку новостей
Рекламодателю