Страховой рынок Казахстана: затишье перед бурей

15.09.2015

Источник: Капитал

Национальный банк Республики Казахстан обнародовал сведения о деятельности страховых организаций Казахстана на 1 августа 2015 года. По сравнению с показателем за такой же период прошлого года страховой рынок страны вырос на 5,2% и составил 173 957 млн тенге. Об этом сообщает страховая компания «Евразия».

Добровольное имущественное страхование составляет основную долю рынка – на него приходится 84 223 млн тенге, или 48,4% от общего объема страховых премий, добровольное личное страхование выросло на 2% и достигло 28,5% рынка. Доля обязательного страхования составляет 23,1% рынка.

Ситуация со страховыми выплатами выглядит иной. Прежде всего необходимо отметить, что убыточность страховщиков растет быстрее рынка – за 7 месяцев 2015 года страховщики выплатили 37 813 млн тенге, что на 9,7% больше, чем показатель аналогичного периода прошлого года. Наибольшую долю в общем объеме занимают страховые выплаты по добровольному личному страхованию – 43,9%, тогда как на имущественное страхование приходится всего 17,2%. И, конечно же, привлекает внимание большая доля выплат по обязательному страхованию – она составляет 38,9% страховых выплат.

Необходимо отметить, что данная статистика не учитывает изменений, связанных с реализацией новой денежно-кредитной политики, основанной на режиме инфляционного таргетирования, введенной правительством и Национальным банком с 20 августа 2015 года. И хотя на первый взгляд страхование меньше подвержено колебаниям валютного курса, общая ситуация в экономике страны отразится на страховом рынке Республики Казахстан.

Снижение покупательской способности населения скажется на потребительском и автокредитовании, которое повлечет уменьшение этого сегмента рынка. Рост производственных затрат бизнеса вызовет необходимость снижения сопутствующих операционных расходов. Страхование, не относящееся к продуктам первой необходимости, будет рассматриваться в числе первых статей экономии. В изменившихся условиях страховщики усилят традиционную форму конкуренции в виде снижения ставок на страхование.

В результате существенно вырастут кредитные риски для добросовестных страхователей. Единственным способом исполнения обязательств средне- и низкокапитализированных компаний по-прежнему остается перестрахование. Качественное континентальное и английское перестрахование значительно подорожало для казахстанских страховых компаний, поскольку оно продается за валюту, а премии они получают в тенге.

Еще одним сектором страхового рынка страны, по которому больно ударит изменившаяся рыночная ситуация, станет страхование автомобильного транспорта и обязательное страхование гражданско-правовой ответственности. Именно в этих секторах страхового рынка наблюдается жесткая конкуренция, влекущая выплату значительных комиссионных страховым посредникам. В результате страховая компания получает лишь 40-50% страховой премии, которая уплачивается клиентом. Даже в относительно тучные годы компании, увлекающиеся выплатой комиссий и вознаграждений агентам, а также возвратами части премии своим клиентам, балансировали на грани убыточности. Сегодня же эта бизнес-модель и вовсе грозит крахом таким страховщикам – укрепление курса иностранной валюты значительно увеличило расходы страховщиков на осуществление страховых выплат ввиду резкого подорожания автомобильных запасных частей, при этом соразмерного увеличения страховых премий не произошло. Аналогичные проблемы грозят страховым компаниям, специализирующимся на медицинском страховании. Здесь драйвером значительного роста убыточности станут цены на медицинские препараты, импортируемые из-за рубежа.

Вместе с тем упомянутые риски не являются системными рисками страхового рынка Казахстана. Кредитный риск клиентов высококапитализированных компаний не изменился, поскольку их страховщики способны удерживать значительные объемы обязательств без иностранного перестрахования. Значительный акционерный капитал позволяет таким страховщикам легко абсорбировать увеличение стоимости запасных частей и медицинских препаратов.

Наступает время, когда поневоле некоторые страховщики станут более рыночными, креативными и еще более ответственными перед своими клиентами. Некоторые же уйдут. Главное, чтобы процесс очищения рынка прошел как можно более безболезненно для потребителей страховых услуг.
Возврат к списку новостей
Рекламодателю