04.04.2016
Источник:
Forbes Kazakhstan
Банки прекратили спекулятивные операции на бирже. Об этом в интервью газете «Казахстанская правда» сообщил председатель Национального Банка РК Данияр Акишев.
По его словам, сегодня все понимают, что обменный курс тенге может изменяться в любую сторону, поэтому любой спекулянт может проиграть. И невозможно на 100% предсказать, как будет меняться обменный курс, тем более без понимания всей фундаментальной среды.
«При такой политике регулятора стало неинтересно спекулировать, потому что нет заявленного тренда, нет коридора. Поэтому мы видим практически отсутствие каких-либо спекулятивных операций со стороны банков, хотя они отмечались еще в конце прошлого года. Банки теперь работают исключительно по клиентским заявкам», - сообщил Акишев, слова которого цитирует пресс-служба регулятора.
Он также отметил, что клиенты БВУ перестали гнаться за получением краткосрочной выгоды. Спекулятивные операции резко сократились благодаря тому, что теперь не имеет смысла играть против тенге. Гибкость обменного курса не дает спекулянтам уверенно зарабатывать на постоянной основе.
«Многие думают, что Нацбанк может развернуть курс в любую сторону. Формально может, а зачем это нужно? Если курс движется фундаментально в какой-то точке, это движение мы не перекрываем и не разворачиваем. Если мы понимаем, что сложились внутренние обстоятельства, когда возникает очень большое предложение иностранной валюты, то Нацбанк выходит на рынок», - добавил Данияр Акишев.
Такие ситуации, по его словам, возникают, например, во время налоговой недели, когда все продают иностранную валюту
«Если бы мы не сглаживали такой всплеск предложения, получался бы обвал на 2-3 дня, а затем обратный возврат к фундаментальному курсу. И это движение было бы трудно объяснить, и трудно воздействовать на эмоции рынка. Поэтому Нацбанк заинтересован в том, чтобы не допустить огромных колебаний, а также колебаний, вызванных спекулятивными операциями отдельных игроков, и колебаний, обусловленных маленькими объемами рынка. Но если фундаментально тенге должен ослабевать, он ослабевает, если должен укрепляться, то укрепляется. Мы нашли ту точку обменного курса, при которой спрос и предложение на валютном рынке сбалансированы», - резюмировал глава Нацбанка РК.
Также он заметил, что валютный рынок перестал остро реагировать на мнения экспертов.
«Все понимают, что нет абсолютного пророка. Отсюда и цена таких экспертов. Надо понимать, что если эксперт достаточно квалифицирован, то вряд ли он озвучит цифры. Именно его квалификация не позволит это сделать. А те, кто говорят, какой будет курс, возможно, не понимают вопросов ценообразования, либо имеют какие-то ложные представления об этих процессах, либо злой или корыстный умысел», - считает глава финрегулятора.
Однако, по его мнению, должно быть больше экспертов, объясняющих, что происходит на рынке.
«Общаясь с банкирами, я говорю: «У вас есть аналитические подразделения, мощная информационная команда, есть исследовательские подразделения, почему бы вашим официальным представителям не давать комментарии? Мы приветствуем это». Надеюсь, на призыв откликнутся. Хотя одно время был вакуум информации и от Нацбанка, и от банков. Словно все «поймали тишину». Я считаю, коль уж вы являетесь специалистами на этом рынке, делитесь информацией. В этом случае всем будет понятно, что эксперт представляет банк, что за ним есть ресурс, и что его мнение выстроено не исключительно на интуиции, а подкреплено базой. И мы готовы к аргументированным дискуссиям», - отметил председатель НБ РК.
Кроме того, Акишев ответил на вопрос о взаимосвязи тенге и российского рубля.
«Россия – наш основной торговый партнер, она занимает в структуре нашего товарооборота лидирующее положение. Но в импорте эта доля – 34%. Если бы показатель был стопроцентным, то было бы справедливым привязаться к рублю», - пояснил глава финрегулятора Казахстана.
По его словам, необходимо смотреть на соотношение курсов двух валют через призму реального обменного курса, с учетом уровня инфляции в обеих странах. Нынешнее соотношение валют позволяет казахстанским производителям быть конкурентными на рынке и защищать внутреннее производство.
«Правильная сбалансированность этой пары – это та жизненная реальность, с которой мы вынуждены считаться, имея единый экономический союз, при отсутствии таможенных границ и препонов для движения капитала, рабочей силы, товаров и услуг. В этих условиях конкурировать на рынке возможно, в том числе и за счет показателей по обменному курсу», - отметил Данияр Акишев.