Популярность платежных терминалов резко снизилась. Их теснят банковские сервисы и онлайн-инструменты операторов

17.06.2015

Источник: Ведомости

В 2014 г. оборот платежных терминалов в России вырос всего на 5% до 1,15 трлн руб., подсчитала аналитическая компания J’son & Partners Consulting. По сравнению с предыдущим годом темпы роста замедлились втрое, следует из слов ведущего консультанта J’son & Partners Сергея Золкина. Он связывает это c уменьшением количества платежных операций, проходящих через терминалы, – на 7% в 2014 г. Количество транзакций снижается с 2010 г., но до сих пор это компенсировалось ростом суммы среднего платежа – со 116 руб. в 2009 г. до 230 руб. в прошлом, говорит Золкин. Но в прошлом году впервые начал сокращаться оборот платежей за мобильную связь через терминалы, а доля таких платежей в их общем обороте впервые снизилась ниже уровня в 50% – это стало причиной замедления рынка в целом, утверждает он.

Люди стали реже совершать платежи через терминалы: во-первых, у них сравнительно высокие комиссии, во-вторых, все популярнее банковские сервисы и электронные деньги, в-третьих, абоненты сотовых операторов и интернет-провайдеров все чаще оплачивают их услуги через мобильные приложения или через сайты, объясняют аналитики J’son & Partners. По данным ЦБ, к началу 2011 г. в России было выпущено 137,8 млн банковских карт. К началу 2015 г. их было уже 227,7 млн. Активных электронных кошельков в России прибавилось за прошлый год на 17%, сейчас их более 45 млн, говорит Золкин.

Впору говорить не о замедлении темпов роста, а о падении оборота, пессимистичен топ-менеджер одной из крупнейших в России систем электронных платежей. В 2014 г., по его оценке, оборот терминалов снизился на 10–15%. Причина – повсеместное распространение банковских продуктов и сервисов, в частности банковских карт и интернет-банкинга, убежден собеседник «Ведомостей».

Оборот платежей через терминалы пока растет, но значительно медленнее, чем оборот электронных денег, считает человек, близкий к другой платежной системе. Это может быть следствием насыщения рынка и роста популярности альтернативных платежных средств, согласен он.

Но драматического падения оборота терминалов в ближайшее время он не ожидает: наличные расчеты – доминирующая форма оплаты, и никаких существенных предпосылок к изменению этой ситуации нет.

Qiwi, опираясь на данные Russian Target Group Index, сообщает, что ее терминалами в I квартале 2015 г. воспользовалось 36,6% людей, предпочитающих пополнять счета через терминалы. За 2014 г. у Qiwi стало на 8% больше точек приема платежей – 181 000, рассказывает представитель компании Ксения Васильева. Финансовые показатели бизнеса, связанного с обслуживанием терминалов, Qiwi вот уже год как не раскрывает. В 2013 г., когда она еще это делала, оборот платежей через ее терминалы вырос менее чем на 12%, а через электронный кошелек – более чем на 68%.

Терминалы проигрывают банковским продуктам в первую очередь из-за высоких комиссий, взимаемых с плательщиков, считает гендиректор информационно-аналитического агентства Telecom Daily Денис Кусков. Комиссии – основной способ заработка для владельцев терминалов, поскольку внутренние комиссии (которые платят им конечные получатели платежей – операторы услуг) невысоки, объясняет он. Недавно комиссии за прием наличных платежей фактически отменили МТС и «Вымпелком», напоминает Кусков. Средняя комиссия за пополнение счета мобильного телефона в российских терминалах сейчас – 5–7%, но в аэропортах и других проходных местах она может достигать и 12%, а иногда и 20%, говорит он.

Миграция платежей в онлайн-каналы налицо, убежден начальник отдела развития платежных сервисов Альфа-банка Евгений Иевлев. Количество пользователей онлайн-банкинга и мобильного приложения Альфа-банка растет, по его словам, двузначными темпами.

Доля платежей за услуги МТС, принятых через терминалы ее партнеров, сократилась в 2014 г. на 8 п. п., а за первые пять месяцев 2015 г. – более чем на 7 п. п. к тому же периоду прошлого года, говорит представитель оператора Дмитрий Солодовников. Причина – рост популярности бескомиссионных и безналичных форм оплаты, считает он. Если в 2012 г. безналичными были 33,6% всех платежей за услуги МТС, то в 2014 г. – уже примерно 50%. У «Вымпелкома» доля платежей через терминалы тоже снижается, а безналичные платежи активно растут, говорит его представитель Анна Айбашева. А в салонах «Мегафона» оборот платежей, проведенных через его собственные терминалы, в 2014 г. не изменился, утверждает представитель оператора Алия Бекетова. Клиентам удобно оплачивать разные финансовые услуги рядом с домом и в одном месте, тем более что в салонах «Мегафона» нет комиссии за пополнение счета любых операторов, говорит она. Впрочем, и «Мегафон» все чаще принимает платежи через онлайн-каналы, добавляет Бекетова.
Возврат к списку новостей
Рекламодателю