Лучший в мире банкир начинал карьеру как программист

07.09.2016

Источник: Bankir.ru

В 19 из 20 номинаций, в которых каждое лето журнал The Euromoney вручает престижную премию «За выдающиеся достижения» (Awards for Excellence), награды присуждаются финансовым учреждениям. И лишь одна номинация носит сугубо личный характер. Называется она «Банкир года». В нынешнем году победителем в ней был назван исполнительный председатель испанской банковской группы BBVA Франциско Гонсалес. Напомним, что лучшим банком 2016 года стал французский BNP Paribas.

Крайне примечательно, что премия присуждена Франциско Гонсалесу не за совокупность былых заслуг, что было бы вполне оправдано, когда речь идет о человеке, которому перевалило за 70. Лучшим банкиром в мире он признан за свою текущую работу во главе BBVA. А она, по оценкам экспертов и коллег, напрямую связана с завтрашним днем финансовой отрасли. The Euromoney назвал Гонсалеса лидером цифрового банкинга.

«Представляется логичным, что награда вручается руководителю банка, который не только говорил на протяжении десяти лет или даже больше о тех вызовах, с которыми сталкивается отрасль со стороны технологических компаний. Он активно ведет свой банк к тому, чтобы не только выжить, но и преуспеть в новую эпоху»,— написал журнал по случаю вручения премии. «Я люблю смотреть в будущее, а не в прошлое»,— говорит сам о себе Франциско Гонсалес. Хотя ему явно есть чем гордиться в прошлом.

Бухгалтер, компьютерщик, брокер

Красноречива уже сама биография испанского банкира. Экономическое образование он получил в мадридском университете Комплутенсе (Universidad Complutense de Madrid), пятивековая история которого хранит имена многих выдающихся выпускников. В числе прочих исторических личностей в этом списке значатся основатель ордена иезуитов Игнасио Лойола, первый министр Людовика XIV кардинал Мазарини, титаны мировой литературы Мигель де Сервантес и Лопе де Вега.

Однако, получив еще до университета диплом бухгалтера, Гонсалес решил начать карьеру программиста в компании IBM. «Компьютеры были будущим»,— объясняет он свое тогдашнее решение отложить на потом продолжение экономического образования.

Ему посчастливилось застать раннее утро компьютерного века. В 1964 году, когда он начал осваивать редкую по тем временам профессию, IBM только создала первое семейство компьютеров, а CDC, другая американская компания построила первый в мире суперкомпьютер для научных вычислений. PDP-8, первый мини-компьютер для массового пользования, разошедшийся потом в количестве 50 тыс. экземпляров, появится только через год.

Потом, простившись с программированием, Гонсалес снова взялся за учебники по экономике. После нескольких лет напряженной учебы и удачного опыта на мадридской фондовой бирже, он вновь подтвердил способность заглядывать в будущее. Основанная им фирма FG Inversiones Bursátiles стала первым независимым брокером в Испании.

Собственный бизнес оказался успешным. Через десять лет после старта Гонсалес продал его американскому инвестиционному гиганту Merrill Lynch, а сам занял должность европейского директора-консультанта американской компании. Он до сих пор остается сертифицированным специалистом по фондовому рынку и членом всех возможных профессиональных ассоциаций.

Банк как способ заполнить паузу до пенсии

Перешагнув за 50-летний рубеж и став богатым человеком, Франциско Гонсалес мог посвятить себя целиком любимым занятиям — гольфу и шахматам. Попробовал, но уже на третий день заскучал на поле для гольфа. В 1996 году он снова резко меняет карьеру. Не будучи до этого знакомым на практике с традиционным банковским бизнесом, он принимает предложение правительства возглавить государственный банк Argentaria. На тот момент это была холдинговая группа, включавшая Banco Exterior, Postal Savings Banc и Agricultural Credit Bank.

Власти планировали приватизировать весь этот бизнес. И Гонсалес подумал, что такое может стать увлекательным занятием на подступах к пенсионному возрасту. Чуть позже при его участии произошло объединение Argentaria c Banco Bilbao Vizcaya. Так на испанском рынке возник второй по величине Banco Bilbao Vizcaya Argentaria, больше известный в финансовом мире под аббревиатурой BBVA.

Под руководством Франциско Гонсалеса BBVA превратился в мультинациональную компанию с разветвленным бизнесом в Европе, Турции, Латинской Америке и США. Банк продолжает зарубежную экспансию и располагает 7,5 тыс. офисов в 30 странах. По последним имеющимся данным, у BBVA в общей сложности примерно 138 тыс. сотрудников и больше 47 млн клиентов. Во втором квартале нынешнего года общий доход группы составил рекордные €6,45 млрд, а чистая прибыль — €1,2 млрд.

Но за благополучной и масштабной общей картиной Франциско Гонсалес одним из первых еще несколько лет назад увидел возможный близкий закат классического банковского бизнеса. Очень немногие банки выживут в конкуренции с такими компаниями, как Google, Facebook, Amazon, заявил он в одном из интервью. И со своей стороны приложил максимум усилий, чтобы BBVA однажды оказался в числе этих немногих избранных. «Гонсалес,— пишет The Euromoney,— продвинулся дальше, чем глава любого другого банка, в трансформации своего бизнеса из чисто финансового института в технологическую компанию. Это особенно впечатляет, если учитывать масштабы BBVA».

На острие мобильной революции

BBVA вправе гордиться своим мобильным банкингом. Для большинства его клиентов стало почти анахронизмом носить с собой наличность и пластиковые карты. Достаточно бесплатно скачать на свой смартфон электронный кошелек (BBWA Wallet). И с этого момента для совершения покупки необходимо лишь приблизить мобильное устройство к платежному терминалу и подтвердить PIN-код. В ответ на смартфон моментально будут переданы все детали только что совершенного платежа.

В качестве сопутствующей услуги банк предлагает сервис «мобильная наличность» (mobile cash). С помощью этой программы можно отправить требуемую сумму кому угодно или самому себе и снять ее в ближайшем банкомате BBVA. Для оплаты любого счета нужно всего лишь поднести его штрих-код к экрану телефона. И, наконец, все то же приложение позволит дезактивировать и снова активировать пластиковые карты, а также любую из доступных функций.

Мобильные приложения BBVA проинформируют клиента о справедливой рыночной цене того или иного объекта недвижимости и о деталях ипотеки. Они соберут в одну папку все текущие счета и напомнят о сроках их оплаты. Кроме того они помогут держать под контролем все поступления на банковский счет и все текущие расходы, разбив их на группы по желанию клиента. Остается только добавить, что не менее широкий спектр услуг мобильного банкинга BBVA предлагает малому бизнесу.

Маленький, но характерный штрих. Главная страница на корпоративном сайте BBVA в эти выходные открывалась статьей под названием «Блокчейн хочет быть союзником сектора финансовых услуг» (Blockchain wants to be an ally for financial services). Публикация явно рассчитана на продвинутых клиентов, а не на специалистов. Обширный доклад о том, что технология распределенного регистра в ближайшем будущем заменит нынешнюю финансовую систему, банк выпустил еще в августе прошлого года. Тогда же он отобрал в финал своего конкурса Fintech Open Talent по поиску молодых дарований 10 стартапов, занимающихся биткоином и блокчейном. BBVA оказался в числе девяти глобальных банков, которые самыми первыми вошли в международный консорциум, созданный компанией R3 для изучения и продвижения технологии блокчейна.

Впереди мирового финансового центра

Когда в самом конце прошлого года лицензию на осуществление банковской деятельности исключительно через интернет и мобильные приложения готовился получить британский необанк Atom, это событие не прошло мимо BBVA. Испанский банк стал самым крупным акционером, купив за £45 млн 29,5% акций.

Франциско Гонсалес выступил тогда со специальным заявлением. «BBVA,— говорилось в нем,— выражает уверенность, что цифровой рынок и цифровые банки, которые ставят во главу угла интересы потребителя, имеют большие возможности для роста в Великобритании». Все, чем собирался заниматься Атом, первое лицензированное учреждение подобного рода в Соединенном Королевстве, было уже опробованным делом для самого BBVA. А ведь это Испанию, а не Великобританию на протяжении предшествующих нескольких лет наряду с Италией и Португалией причисляли к странам, которые находятся на грани экономического кризиса. И Испанию не называют ни мировым финансовым центром, ни центром мирового финтеха.

Говорят, одно из проявлений большого таланта, идет ли речь об искусстве, политике или бизнесе, это умение вовремя уйти. Как признался в одном интервью Франсиско Гонсалес, в последнее время он почувствовал, что его собственное имя и название банка слишком часто воспринимаются как синонимы. А это, считает он, мешает развиваться и BBVA, и ему самому. Поэтому он оставил за собой лишь общий контроль и аудит. А вновь назначенному главному исполнительному директору Карлосу Торресу Вила передал основную часть оперативных функций. В том числе и продолжение цифровой революции.
Возврат к списку новостей
Рекламодателю