Uber изменит весь финансовый мир

12.11.2015

Источник: Ведомости

В ближайшее десятилетие банковская и инвестиционная модель кардинально изменится, пишет The Wall Street Journal.

Многочисленные компании, помогающие найти попутчиков, используют единственное приспособление – смартфон, чтобы свести водителей и людей, желающих составить им компанию. Uber – высокотехнологичный посредник, который сделал остальных посредников пережитком прошлого. А в финансовой отрасли между получателем и источником денег самый большой процент посредников на планете. Розничный банкинг – одна из областей финансового мира, претерпевшая за последнее десятилетие революционные изменения. Многие люди используют смартфоны для платежей и вкладов. Но в ряде функций вроде кредитования или инвестирования они до сих пор зависят от банка-посредника.

В первую очередь разовьется краудлендинг, когда люди с помощью специальных площадок дают в долг. Uber открыл нам мир, где любой владелец машины может подвезти любого желающего. Так что краудлендинг – это и старое, и новое одновременно. До этого посредником выступала банковская система, с помощью которой люди с излишком денег – вкладчики – давали в долг тем, кто нуждался в средствах, – заемщикам. Но современные разработки по краудлендингу идут куда дальше. Мелкие кредиторы могут объединяться онлайн, чтобы дифференцировать портфель мелких кредитов, уменьшая риски.

На этом поле уже много игроков. Например, Lending Club или Prosper. Но в 2014 г. все они выдали менее $7 млрд кредитов – это капля в многотриллионном море займов. Сектор показывает взрывной рост. По оценкам PwC, к 2025 г. кредитный портфель таких проектов достигнет $150 млрд.

Венчурные капиталисты уверились, что нетрадиционное кредитование – это огромный рынок. Особенно для поколения Y, которое, судя по опросам, не очень-то доверяет традиционным банкирам. Например, стартап SoFi, привлекший более $1 млрд, делает ставку на кредитование студентов и активно развивает перекредитование для ипотечников – сферу, в которой и обычные банки, и правительство проявляют неповоротливость и медлительность. Что до венчурных фондов, то они не скупятся на финансирование интернет-мечтателей, но не дают ни цента другим бизнесменам, особенно если те занимаются чем-то невиртуальным, что можно пощупать. Вот почему так активно развиваются новые кредитные сервисы. Самый известный – Kickstarter, ему в затылок дышит Indiegogo. На этих краудфандинговых платформах можно собирать деньги на любые проекты, как правило, люди просят около $1000 или еще меньше. Вряд ли кто из венчурных капиталистов или крупных банков заинтересуется таким микрокредитованием. У них одни только расходы на оценку кредитоспособности и т. д. будут больше этой суммы. Но у краудфандинговых платформ нет таких затрат, кроме того, регулятор практически не обращает на них внимания. Одна из последних звезд – производитель оборудования для виртуальной реальности Oculus Rift, который привлек $2,4 млн на Kickstarter и менее чем через год был куплен Facebook за $2 млрд. Следующая волна краудфандинговых ресурсов вроде SeedInvest и Fundable предлагает объединиться тем, кто хочет стать венчурным капиталистом. Они грозят перевернуть модель венчурных инвестиций и коммерческих кредитов, дав шанс мелким инвесторам сыграть на этом поле. А стартаперы могут не только привлечь миллионы долларов, но и, что для них более важно, сами выбирать, какой долей в компании поделиться с инвесторами и по какой оценке.

Традиционная модель игры на бирже заключается в том, что вы доверяете это дело кому-то другому. Ей на смену идет модель, когда вы сами покупаете-продаете в интернете или же работаете в тесной связке с экспертами в онлайн-режиме. Одна из самых активно привлекающих финансирование сфер – онлайн-компании по управлению частным капиталом, предлагающие целый набор услуг. Пока у них в управлении активов кот наплакал – не более $20 млрд. Но Betterment, Wealthfront, Personal Capital и остальные онлайн-консультанты встряхнули рынок. Они предлагают, особенно для мелких сумм, размещение активов и услуги по инвестированию по смешным тарифам. Традиционные гиганты вроде Vanguard Group и онлайн-брокеры наподобие Schwab также бросились разрабатывать онлайн-консультирование.

Изменится и способ купли-продажи акций и облигаций. Необходимость звонить или бегать для этого в офис брокера уже уступила место онлайн-операциям, как у ETrade и Schwab. Новые модели предлагают дробное владение акциями и облигациями. Торговля последними контролируется весьма небольшим количеством фирм, требующих за свои услуги немалую плату. Прибыльность традиционного инвестбанкинга уже снижается. На услугах по торговле облигациями Goldman Sachs в прошлом квартале заработал на 33% меньше, у конкурентов дела не лучше.

А что если следующим этапом владения акциями будет не приобретение их на бирже, а получение в знак приверженности бренду? Что если Starbucks не станет наливать 11-ю чашку кофе бесплатно, а выдаст одну свою акцию после 100-й чашки? Если производитель крутого гаджета не станет полагаться на инвестбанки, а сам будет распределять свои акции среди фанатов? Такой подход уже пробуют несколько стартапов. Loyal3 помогает лояльным пользователям купить на IPO акции любимой компании. А EquityZen позволяет стать совладельцем частных компаний. Идея вознаграждать акциями покупателей стара, но способ ее реализации стал заметно легче – в один клик – и дешевле. Еще одна сфера, вызывающая немало интереса, – предоставление финансовых услуг малообеспеченным и не имеющим доступа к банковским услугам. ZestFinance, основанный бывшими топ-менеджерами Google, работает и с большими данными, чтобы оценить кредитные риски. Это только один из стартапов, работающих в этом направлении и обещающих вовлечь в финансовый мир не только средний класс и элиту, но и всех тех, для кого этот мир прежде был закрыт.
Перспективы всех этих новшеств в финансовой сфере могут оказаться менее заманчивыми, если опять случится кризис. Крупные компании могут пережить потерю инвестиций. А вот не очень богатые люди не так-то легко перенесут крах на рынке, скажем, краудфандинга. Но несмотря на все риски, уберизация денег – не каприз и не сиюминутная причуда. Демократизация капитала, как и распространение знаний и развитие анализа данных, – тренд, который не остановить.

WSJ, 6.11.2015, Антон Осипов
Возврат к списку новостей

Рекламодателю