Отпуск с оглядкой на обменники

04.02.2016

Источник: Курсив.kz

Туры на летний отдых не продаются и нет ни одной чартерной программы на рынке, говорят представители туристического бизнеса в стране. Общая тенденция падения продаж – около 70%. Ряды туристских фирм сокращаются – и не только из-за падения спроса, но и из-за новых требований в законе о туристической деятельности в РК, вынуждающих бизнес тратить большие средства, считают эксперты рынка.

Несмотря на ощутимые скидки на раннее бронирование отдыха в Турции, которая традиционно является массовым направлением летнего отдыха казахстанцев, путевки остаются невостребованными.

«Цены в долларовом эквиваленте абсолютно те же, что и в прошлом году – и на отели, и на авиаперевозки. К примеру, турецкие туроператоры сейчас делают скидки от 20% до 50% на раннее бронирование для казахстанцев. Тем не менее, туры на лето сейчас вообще не продаются, потому что люди не знают, что будет завтра с курсом доллара», – говорит директор розничных продаж Kaztour Балжан Билялова.

Как отмечают в турфирмах, продажи туров на такие популярные зимние направления, как Тайланд, Хайнань, Вьетнам тоже стремительно упали. «Сейчас общая тенденция падения продаж – около 70% на туристическом рынке. В январе бронируются, обычно, туры в Юго-Восточную Азию, ОАЭ, Индию. Зимой SCAT летал в Тайланд раз в 10 дней из Астаны и Алматы, также в Паттайю и Пхукет. Теперь же нет ни одного рейса! Только регулярные рейсы остались», – сказала в беседе с «Къ» директор туристического агентства Siesta Светлана Алтыпармак.

По ее словам, средняя стоимость турпоездок в Тайланд, Шри-Ланку и ОАЭ составляет около 500$ на человека. Самыми дорогими направлениями зимнего сезона являются Мальдивские, Сейшельские острова, островное государство Маврикий, куда казахстанцам предлагают поехать за 5000 $.
Одной из больших проблем рынка наряду с инфляцией стали участившиеся случаи терактов в мире, считают эксперты. Казахстанский турбизнес по этой причине потерял в прошлом году Египет – одно из дешевых и популярных направлений. Как отметила директор Казахстанской туристской ассоциации Рашида Шайкенова, несмотря на то, что ограничения со стороны Комитета гражданской авиации были рекомендательного характера, рынок по обоюдному согласию прекратил продажу туров в эту страну. Однако в этом году есть надежда, что продажи в Египет возобновятся.

«Если эта страна вернется на наш рынок, то станет одним из наиболее доступных направлений во время кризиса. Мы ожидаем, что данное направление в этом году на нашем рынке восстановится», – сказала г-жа Шайкенова.

Кроме того, по прогнозам Kaztour, в нынешнем году также ожидаются активные продажи на Иссык-Куль, а также планируется «продвижение» Грузии, куда средняя стоимость тура составляет от $700.

По данным Казахстанской туристской ассоциации ряд уже компаний закрыли свой бизнес. Потому что грядущие изменения в законе и нынешнее состояние рынка не оставляет перспектив работать в этом бизнесе. В процентном выражении 2%-3% компаний, входящих в состав ассоциации, закрылись, 5%-7% приостановили свою деятельность и вряд ли вернуться.

По мнению главы ассоциации Рашиды Шайкеновой, грядущие изменения в Законе о туристической деятельности остаются ударом по упавшему рынку.

Закон в новой редакции предполагает создание 3 финансовых инструментов, которые, по сути, должны стать поясом безопасности работы предприятий, занимающихся туристским бизнесом. Бизнес должен себя финансово обеспечить через банковскую гарантию, которая выдается за счет замороженных денег, либо за счет залоговой недвижимости. Следующим шагом компания должна предоставить эту гарантию Фонду защиты интересов потребителей, которым будет управлять некий оператор, выбранный на конкурсной основе. Механизм работы Фонда пока не понятен – рынок ждет появление подзаконных актов. Известно, что в Фонд турфирма должна будет сдавать за каждого туриста определенную сумму – примерно от 200 до 1000 тенге. Задача Фонда – предоставление оперативной помощи туристам, если те, как в известных случаях, остались где-то за рубежом из-за финансового краха туроператора. И третий инструмент, действующий – обязательное страхование гражданско-правовой ответственности турфирм, который также в последнее время является предметом споров между турбизнесом и страховщиками в виду того, что последние, по словам туроператоров, отказываются иметь с ними дело, считая этот вид страхования убыточным.

Как считают в КТА, новые правила сейчас не по силам слабеющему бизнесу.

«Чем отличатся казахстанский туристический бизнес от бизнеса, к примеру, соседней России? Емкостью рынка. Сколько казахстанцев за год выезжает за границу с разными целями? Цифра не доходит и до 1 миллиона, не считая одного и того же туриста, который за год 2-3 раза выезжал. У нас очень маленький потребительский рынок.

Поэтому мы считаем, что вот эти 3 финансовых инструмента- это очень большая нагрузка на рынок», - говорит г-жа Шайкенова.

КТА предлагает исключить первый инструмент – финансовое обеспечение, потому что малый бизнес, каковым является туристский, «не может предоставлять такие деньги и поддерживать банковский бизнес».
Возврат к списку новостей

Рекламодателю