За что BNP Paribas назван лучшим банком в мире

06.09.2016

Источник: Bankir.ru

Каждый год, в середине лета, журнал Euromoney называет финансовые учреждения, достойные награды «За выдающиеся достижения» (Awards for Excellence). В нынешнем году в самой престижной номинации «Лучший банк мира» победил французский BNP Paribas. Кому-то, кто осилит огромную статью в журнале о банке-чемпионе, она покажется излишне хвалебной, и это будет отчасти справедливо. Но содержащиеся в ней цифры и факты весомее слов.

В большинстве своем крупные европейские банки проигрывают американским конкурентам, говорится в публикации Euromoney. Кредитные учреждения в США сумели в короткие сроки реструктурировать и рекапитализировать свой бизнес после глобального финансового кризиса и воспользоваться более быстрым, чем в Европе, ростом экономики. Но по такому универсальному и важному для акционеров показателю, как прибыль на одну обыкновенную акцию французский BNP Paribas обогнал и Citigroup, и Bank of America, наиболее благополучные банки Америки.

Европейский банк с неевропейскими показателями

По последним данным Европейской службы банковского надзора (The European Banking Authority, EBA), средняя рентабельность капитала в 154 крупнейших банках Европы составляет всего 4,7%, средняя рентабельность активов — 0,29%, а доля неработающих кредитов равняется 5,8%.

В то же самое время Федеральный резервный банк Сент-Луиса, собирающий данный по всем кредитным учреждениям США, зафиксировал куда более радужные цифры. В первом квартале 2016 года средняя доходность активов в американских банках составляла 0,94%, а доля неработающих кредитов — всего 1,57%.

На фоне приведенного выше сравнения вдвойне поразительны результаты BNP Paribas. Особенно, если учесть, что 70% его выручки генерируется на рынке «инертного», по выражению Euromoney, европейского континента. В то время, как основные конкуренты продолжают сокращать свой бизнес, главный французский банк наращивает обороты. «Ставим ли мы цель стать мировым банком? Нет. Мы — европейский банк с глобальной клиентской франшизой, который стремится добиться всего, чего ожидают клиенты от банка сегодня и завтра», — цитирует Euromoney главного исполнительного директора Жан-Лорана Бонаффэ.

Банк обещал акционерам, что прибыль на обыкновенные акции составит примерно 10%. Это стандартный целевой уровень, который устанавливают для себя международные банки. Но очень немногим из них удается в последнее время вплотную приблизиться к нему.

BNP Paribas сдержал обещание. По итогам 2015 года он добился 10,1%, а в первом квартале нынешнего — 11,1% в перерасчете на годовую прибыль и без учета разовых выплат. Citigroup, признанный лучшим банком годом ранее, показал 9,1% по результатам прошлого года и 6,4% по итогам первого квартала. Bank of America получил соответственно 9,1% и 5,4%. Возникает вопрос, пишет Euromoney, каких показателей смог бы добиться BNP Paribas, если бы европейский рынок догнал Америку по темпам восстановления.

Повезло с механиками

В 2015 году дивиденды, выплаченные акционерам, составили 45% чистой прибыли. Один из аналитиков банка UBS сделал прогноз, что в течение ближайших четырех лет BNP Paribas получит прибыль в размере 30% от своей рыночной капитализации. Сейчас он оценивается рынком в $65 млрд и уступает в Европе только испанскому банку Santander ($71 млрд).

Быстрый взгляд на чистую прибыль в первом квартале, который выдался столь трудным для мирового банковского сектора, зафиксирует поразительную картину. Результаты BNP Paribas оказались на 10% лучше, чем у Santander, вдвое превзошли показатель главного французского конкурента Société Générale, в три раза — UBS и Barclays, в четыре раза — UniCredit и более чем в восемь раз превысили чистую прибыль Deutsche Bank.

Ключом к будущему благополучию управленческая команда BNP Paribas видит не только в сбалансированной диверсификации структуры доходов и географических рисков. Это еще и взаимная интеграция различных направлений бизнеса и их способность усиливать друг друга. Речь, в частности, идет о розничном и корпоративно-инвестиционном сегментах. В банке стремятся к тому, чтобы фондирование розничного банкинга в большей степени обеспечивалось за счет рынков капитала, и в меньшей степени — с банковского баланса.

Помимо Франции розничный бизнес французского банка сосредоточен в Италии, Бельгии, Люксембурге и за счет цифрового банкинга начал осваиваться в Германии. Спектр услуг BNP Paribas для корпоративных клиентов охватывает проведение транзакций, cash management, работу с инструментами с фиксированной доходностью, операции на фондовых рынках и традиционный инвестиционный банкинг буквально по всему миру.

«Главный исполнительный директор этого банка и команда менеджеров очень хорошо понимают механику банкинга и этого конкретного института, — говорит председатель BNP Paribas Жан Лемьер, которого цитирует Euromoney. — Они механики-профессионалы, которые слушают мотор банка и действительно знают, как работает этот мотор». С момента слияния BNP и Paribas 1999 году банк управляется устоявшейся командой опытных и лояльных топ-менеджеров, зарплата которых, как говорится в журнальной статье, совсем не велика по меркам мирового банковского бизнеса.

Дар географического предвидения

Говоря об умении BNP Paribas развивать и удерживать разветвленный бизнес, Euromoney приводит в качестве примера Австралию. Впервые на австралийский рынок банк проник 130 лет назад. В 2011 — 2012 годах большинство европейских конкурентов свернули там свои операции. Французский банк оказался в числе очень немногих оставшихся на этом рынке, сумев предугадать, что тот окажется на редкость устойчивым в посткризисный период.

В настоящий момент BNP Paribas присутствует в 75 странах. У него 20 тыс. сотрудников в США, 10 тыс. — в Африке, 12 тыс. — в Азии. Располагая банковскими лицензиями в 12 азиатских странах и депозитной базой в размере €57 млрд, банк получил там €3,2 млрд выручки. Это 65%-ный рост за трехлетний период. «Мы присутствуем в Азии, чтобы оказывать все виды услуг европейским и американским клиентам, имеющим интересы в регионе, — говорит Янн Жерардин, глава корпоративного и институционального банкинга. Одновременно у BNP Paribas есть много клиентов из Азии, ведущих бизнес в Европе и США, а также таких, кто действует на местных рынках.

Американских клиентов в BNP Paribas привлекают в первую очередь его прочные позиции в Европе. Трейдеры французского банка оказывает услуги институциональным инвесторам, совершающим сделки с облигациями и акциями за пределами США. Банк также обслуживает компании, которые намерены придать международные масштабы своим операциям.

В прошлом году он занимался размещением на американском и европейском рынках облигаций с высокой доходностью, которые выпустила Sealed Air, крупная компания по производству упаковочных материалов из Северной Каролины. Объем выпусков составил соответственно $400 млн и €400 млн. Целью всей операции было рефинансирование прежнего кредита, взятого фирмой на менее выгодных условиях.

В сегменте cash management за 10 последних лет BNP Paribas поднялся с девятого места в мире на четвертую ступеньку, согласно исследованию Euromoney, в котором участвовали 24 тыс. компаний нефинансового сектора. В Европе он вышел на вторую позицию и уступает лишь бессменному лидеру Deutsche Bank. Однако, если верить другим опросам, BNP Paribas опередил немецкого конкурента в нынешнем году. Когда Royal Bank of Scotland выходил недавно из этого бизнеса он рекомендовал своим корпоративным клиентам французский банк. И более 1,7 тыс. воспользовались рекомендацией.

Hello Bank! Hello Будущее!

Что касается цифрового банкинга, то из всех начинаний французского гиганта в данной области наибольшей известностью пользуется Hello Bank! В BNP Paribas подчеркивают, что это первый полностью мобильный банк в Европе. Он был запущен в 2013 году и быстро собрал 2,4 млн клиентов в Бельгии, Франции, Германии и Австрии.

В начале нынешнего года Hello Bank! сумел с годовым опережением достичь целевых показателей, которые были намечены на старте проекта. В настоящий момент мобильное подразделение финансовой группы дает 10% всей выручки, получаемой на обслуживании индивидуальных клиентов. Hello Bank! принес €24 млрд депозитов и €80 млрд активов, находящихся под управлением BNP Paribas.

Французский банк не планирует продвигать Hello Bank! на рынок США, но собирается и дальше развивать цифровое направление в Bank of the West, своем американском подразделении. «Повсюду независимо от географии и направления бизнеса мы пройдем через цифровую трансформацию», — говорит Жан-Лоран Бонаффэ о ближайшем будущем.

BNP Paribas — коммерческий банк, который обслуживает все категории клиентов — финансовые институты, большие корпорации, компании среднего размера, предпринимателей-одиночек и рядовых потребителей банковских услуг. И, по словам главного исполнительного директора, топ-менеджмент тратит очень много времени на анализ того, где сильные или слабые звенья разветвленного бизнеса.

В последние пять лет банк произвел сокращения на тех направлениях, где ощущает сильную конкуренцию, и сузил фокус операций. Капиталы и человеческие ресурсы были направлены главным на повышение качества услуг. «Мы сделали это, потому что клиенты заслуживают самого лучшего обслуживания», — говорит Боффанэ. BNP Paribas хорошо преуспел в корпоративном и инвестиционном банкинге, но 50% его бизнеса составляют услуги розничным клиентам. И как только доля розницы начинает падать, банк с помощью точечных поглощений восстанавливает прежнюю пропорцию, пишет Euromoney.
Возврат к списку новостей
Рекламодателю