Кто предотвратит финансовый кризис в Казахстане?

20.02.2020

Источник: Atameken Business

Идею возрождения совета оценили эксперты.

В этом году в Казахстане был возрожден Совет по финансовой стабильности (СФС). Это не первая попытка создать подобный орган. Еще в 2010 году заработал Совет по финансовой стабильности и развитию финансового рынка. Тогда его появление обосновывалось необходимостью повышения устойчивости и эффективности развития финансового сектора в посткризисный период.

Сегодня, судя по всему, вновь появилась актуальность создания совета на фоне внешних факторов и поддержки банков, которая будет озвучена в ближайшее время. Согласно указу президента от 18 декабря 2019 года, СФС заработал с 1 января 2020 года и начал осуществлять межведомственную координацию по вопросам обеспечения финансовой стабильности.

В его состав входят: заместитель руководителя администрации президента или помощник президента, курирующие социально-экономические вопросы, председатель Агентства по регулированию и развитию финансового рынка (АРРФР), министры финансов и национальной экономики. Председатель СФС – глава Нацбанка.

Старый совет для новых проблем

Основной задачей возрожденного совета является содействие обеспечению финансовой стабильности и предупреждению и (или) снижению системных рисков. В его функции входят предварительное рассмотрение и предоставление рекомендаций по вопросам обеспечения финансовой стабильности, в том числе:
  • меры реализации макропруденциальной политики, направленной на снижение системных рисков финансовой системы; 
  • меры по предотвращению возникновения финансового кризиса и минимизации его последствий; 
  • меры урегулирования неплатежеспособного банка, принудительная ликвидация которого несет системные риски финансовой системы, в том числе по государственному участию при его урегулировании; 
  • финансирование мер по оздоровлению банков, в том числе за счет средств Нацбанка и (или) его «дочек» и т. д.
«Решения совета принимаются простым большинством голосов и носят рекомендательный характер. При равенстве голосов голос председательствующего является решающим», – отмечается в документе.

Эффективность или бюрократия?

Генеральный директор DAMU Capital Management Мурат Кастаев считает, что нет никакой необходимости плодить дополнительные советы, комиссии и прочие государственные органы. По его словам, в Казахстане государство и так чрезмерно присутствует в экономике, и это присутствие необходимо срочно сокращать, как надо сокращать и госаппарат.

«Что касается созданного Совета по финансовой стабильности, то в него входят чиновники, которые по должностным обязанностям исполняют роли, вменяемые им советом. Ничто не мешает им встречаться, обсуждать вопросы и координировать свою работу без формализации и бюрократизации этой процедуры в виде какого-то дополнительного межведомственного органа. Они могут встречаться (хотя и так встречаются в рабочем порядке), созваниваться, создать чат в WhatsApp, в конце концов», – отметил Мурат Кастаев.

По его мнению, совет будет эффективным настолько, насколько эффективен каждый входящий в него член совета. «Само создание какой-то надведомственной структуры и формализация, бюрократизация этого процесса никак не поможет, если каждый ответственный чиновник не будет эффективно выполнять свою работу», – считает эксперт.

Говоря о том, будет ли независимым Нацбанк после создания совета, глава DAMU Capital Management отметил, что, безусловно, Нацбанк должен обсуждать свои действия и в какой-то мере их координировать с правительством в лице минфина и миннацэкономики, а также новым ведомством АРРФР. Однако, напомнил он, при этом должна сохраняться независимость Нацбанка, поскольку долгосрочная денежно-кредитная политика не должна подстраиваться под текущие краткосрочные нужды правительства и президента. В качестве примера эксперт напомнил о ФРС США, которая ведет независимую монетарную политику, самостоятельно принимая решения на основании экономических данных, несмотря на открытое давление президента Трампа.

Деятельность нового совета, по мнению заместителя председателя Совета АФК Ирины Кушнарёвой, никак не ограничивает независимость Нацбанка в его прямых функциях.

«Финансовая система не может развиваться изолированно от развития экономики, поэтому вопросы СФС – это координация действий НБРК, министерства экономики, минфина по общим вопросам, касающимся финансового сектора.

В 2010 году в Совете по финстабильности был представитель АФК, в новом его нет.

«Участие АФК было бы целесообразным для обеспечения постоянной осведомленности и своевременном выражении позиции и рекомендаций финансовых организаций по актуальным вопросам, обсуждаемым на заседаниях Совета. В то же время АФК аккредитована в НБРК, АРРФР, МНЭ и МФ РК, и у нас с каждым из госорганов складывается эффективное двустороннее сотрудничество, мы также участвуем и в межведомственных рабочих группах, поэтому возможности и механизмы для обсуждения всех важных для финансового сектора вопросов у нас есть», – подчеркнула Ирина Кушнарёва.

Директор консалтинговой компании Ulagat Consulting Group, к. э. н. Марат Каирленов считает, что создание Совета по финансовой стабильности «теоретически» имеет несколько факторов «за» его создание. Во-первых, инфляция.

«Мы видим нарастание инфляции. К двузначным цифрам приблизилась инфляция на продукты. В прошлом году они преимущественно выросли за счет снижения курса тенге к рублю (на начало года курс был 5-5,5 тенге, а к концу опустился до 6-6,2 тенге). И за счет того, что Россия наш крупнейший торговый партнер, это сказалось на ценах на продукты питания. Кроме того, в этом году возникли проблемы у еще одного нашего крупного партнера по торговле – Китая. Отдельные эксперты высказывают опасения, что проблема не только в коронавирусе, но, возможно, и во внутриполитическом кризисе в Китае. Это может простимулировать рост инфляции у нас в стране напрямую и через давление на курс тенге из-за снижения цен на сырьевые товары», – рассказал экономист. По его мнению, в этом году инфляция выйдет за пределы коридора, обозначенного Нацбанком.

«Еще одним позитивным фактором в пользу согласованности действий властей и создания совета может являться то, что сегодня государство «ищет» варианты пополнения госбюджета за счет населения. Это, например, видно по введению дополнительных выплат в Фонд обязательного медицинского страхования или повышению акцизов на бензин. Также миннацэкономики обсуждает снижение порога НДС с 30 000 МРП до 20 000 МРП. Но экономические власти слабо представляют себе эффект на инфляцию, который может последовать за такими решениями», – подчеркнул глава Ulagat Consulting Group.

Вместе с тем, по его словам, есть ряд очень важных аргументов и против создания совета.

«Самая главная опасность создания подобного рода советов – это «коллективная безответственность». По сути, никто из представленных там министерств, регулятора и Нацбанка не будет нести ответственности, поскольку решения будут коллективными. Такой совет уже существовал в Казахстане, и он даже публиковал отчеты по финансовой стабильности в разные годы», – уверен экономист.

«Не ясно, насколько будет эффективен этот совет. Но свои действия власти все же должны согласовывать, но для этого не обязательно создавать совет. Каждый год Нацбанк выпускает документ о направлениях денежно-кредитной политики, который и представляет собой механизм согласования действий, которые будут предпринимать экономические власти и Нацбанк. Кроме того, такие решения можно было бы обсуждать на заседаниях правительства, без лишней бюрократии», – подытожил Марат Каирленов.

Ольга Фоминских
Возврат к списку новостей
Рекламодателю