Почему страховые компании Казахстана идут в убыточный бизнес «автогражданки»

29.11.2019

Источник: Forbes Kazakhstan

Об этом рассказал СЕО компании Amanat Ергали Бегимбетов

Вечером в четверг, 28 ноября, в Алматы в стенах Казахстанской фондовой биржи состоялась очередная экспертная встреча KASE Talks. В этот раз её гостем стал председатель правления страховой компании Amanat Ергали Бегимбетов. Коллегам он известен тем, что отменил внутри компании дресс-код, не наказывает сотрудников за опоздания и предлагает всем членам своего коллектива обращаться друг к другу на «ты».

Ергали Бегимбетов рассказал о том, что из себя сегодня представляет рынок страхования Казастана. В том числе привёл цифры по обязательному страхованию ответственности автовладельцев. Как оказалось, за 10 месяцев текущего года этот сегмент вырос до 63,9 млрд тенге. И сегодня «автогражданка» в денежном объёме занимает аж 91% от всего рынка обязательного страхования. Несмотря на солидный объём, некоторые страховые компании говорят, что для них этот вид бизнеса убыточен. Forbes.kz поинтересовался у г-на Бегимбетова: зачем тогда компании занимаются «автогражданкой»?

- Все зависит от политики страховой компании, - ответил спикер. - Есть компании, у которых коэффициент выплат по обязательному автострахованию составляет 19%. По такой компании можно сказать, что её продукт убыточный, потому что она платит с каждой страховой премии 50% агентскую комиссию. Есть компании, у которых коэффициент составляет 60%, но они не кричат, что их продукт убыточный, потому что они агентские совсем не платят.

А ещё существует практика, когда занижаются размеры страховых выплат. Нам об этом говорят оценщики, которые работают с некоторыми страховыми компаниями и занимаются оценкой ущерба. Некоторые оценщики говорят (не знаю, правда или нет), что перед ними ставится задача, чтобы оценка ущерба была на 20-30% ниже реальной. Если он не будет такие оценки предоставлять, то с ними сотрудничать не будут.

Для Amanat обязательное автострахование — продукт в целом прибыльный, но если говорить о сегменте страхования физических лиц, то по этой линии бизнеса продукт убыточный. Loss ratio (коэффициент убыточности, отношение суммы понесённых убытков и расходов по регулированию убытков к сумме заработанных премий - F) у нас самый высокий - 84%.

F: И не заниматься этим видом бизнеса вы не можете?

- Обязательное страхование — это входной билет к клиенту. Дальше уже можно развивать с ним отношения: можно предложить коробочный продукт, медицинское страхование, страхование туристов - а это продукт у нас прибыльный, на этом мы зарабатываем. Все зависит от того, насколько эффективно компания использует свою клиентскую базу.

А нет проектов по вводу новых видов обязательного страхования? - поинтересовался вице-президент KASE и модератор встречи Андрей Цалюк. - Вот прошли сели, людям надо возмещать убытки. Государство тратит большие деньги, все миром собираем. Может, стоит ввести обязательное страхование?

- Не могу сказать, стоит ли. Потому что позиция Нацбанка такова: он не хочет увеличивать количество обязательных классов страхования, - заявил собеседник. - Если бы экономическая ситуация в стране была более позитивной, доходы граждан и благосостояние росли бы, тогда, наверное, да.

Между делом Ергали Бегимбетов упомянул, что сам застрахован в собственной компании, в том числе как водитель. У Андрея Цалюка тут же возник вопрос: а может ли СЕО страховаться в собственной компании и не возникает ли здесь конфликта интересов?

- Поскольку я являюсь аффилированным лицом, моя сделка проходит через совет директоров, о ней уведомляется Нацбанк и соответствующие органы. Нацбанк следит, чтобы моя история была не лучше, чем у других, иначе штраф, - заявил собеседник и развил тему общения с регулятором дальше: - Вообще, если страховая компания нарушила ваши права, достаточно написать в Нацбанк в департамент по защите прав потребителей. И поверьте, мало нам не покажется. Страховая компания сильно пожалеет, если подтвердится факт нарушения прав. Нацбанк реагирует сразу, запрашивает пакет документов, выносит вердикт и применяет санкции.

Ергали Бегимбетов вспомнил, что в 2017 у Amanat временно приостанавливали лицензию.

- Вообще сейчас Национальный банк, наверное, не так жёстко себя ведет, как во времена Акишева (председатель Нацбанка РК в 2015-2019 - F), ранее могли применить санкции вплоть до приостановления действия лицензии. Политика текущего руководства Нацбанка немного мягче. Но политика Акишева была полезной для страхового рынка, - признался спикер.
Возврат к списку новостей
Рекламодателю