Почему в Казахстане деньги не осваиваются даже в кризис?

24.11.2015

Источник: Forbes Kazakhstan

Несмотря на огромные дыры в доходной части бюджета, проблема неосвоения расходной части менее острой не становится.

Освоение как фетиш

Вслед за расширенным заседанием правительства, на котором глава государства потребовал от исполнительной власти экономного отношения к бюджетным ресурсам, в понедельник, 23 ноября, состоялось селекторное совещание кабмина, на котором то же самое потребовал уже премьер-министр.

Не стоит сомневаться, что по стране прокатится волна заседаний и совещаний, на которых министры, акимы и главы госхолдингов призовут подведомственные организации к рачительному хозяйствованию. И так - вплоть до сельских акимов и самых мелких госорганизаций.

Это действо, можно сказать, ритуальное. Но самое главное, что действительно было интересным на этом совещании, - это подтверждение казахстанского бюджетного парадокса. Какие бы проблемы с доходами он ни испытывал - всё равно, не успевая тратить деньги, будут делать это впопыхах.

Еще 19 октября, когда глава государства поручил премьеру подготовить антикризисный план, он отметил, что «по причине снижения цен на энергоносители поступление доходов в бюджет сократилось на 40%». Казалось бы, при столь бедственном положении казны все средства из неё должны быть выпотрошены без остатка. В реальности же - ровно наоборот: при обсуждении антикризисных мер правительства красной нитью проходила мысль о неосвоении средств бюджета на уже запущенные антикризисные механизмы.

Так, по программе «Нурлы жол» освоено всего 68% средств (523,7 млрд тенге). Всего за месяц с хвостиком предстоит потратить порядка четверти триллиона тенге.

А в целом по бюджету нужно освоить, по словам министра финансов Бахыта Султанова, почти полтора триллиона. «Сумма - достаточно огромная, но она в принципе соответствует и прошлогоднему объёму, оставшемуся за 1,5 месяца. Мы готовы к полному и качественному завершению года», - сказал глава Минфина.

Не в коня корм

Освоить-то, конечно, можно. Этому искусству в госорганах хорошо обучены. Но разве только в одном освоении смысл? Разве в этом главная задача «Нурлы жол» и других антикризисных инструментов? «Лишние» деньги при острейшем дефиците поступлений в казну являются, безусловно, нонсенсом. Проблема неэффективного использования бюджетных средств является стержневой для Казахстана на данном этапе. Точнее, она всегда была таковой, однако прежде «не замечать» её позволяли доходы, растущие за счёт хорошей ценовой конъюнктуры. Теперь же игнорировать сбой в системе бюджетных инвестиций просто невозможно. Хотя бы то той причине, что государство уже фактически переходит на стадию понижения уровня жизни населения, и бюджетное расточительство на этом фоне совершенно недопустимо.

Но решить эту проблему методами ужесточения финансовой дисциплины невозможно. Сколько ни говорилось о том, что неосвоенные средства у администраторов будут отнимать, что первых руководителей будут наказывать, но выхлоп от всего этого - нулевой. Потому что причина проблемы - вовсе не в финансовой дисциплине, а в планово-стратегической дисфункции. Зачем была нужна программа «Нурлы жол»? Чтобы падение частных инвестиций компенсировать инвестициями государственными, обеспечить заказы для бизнеса и рабочие места для населения. А по итогам ещё и модернизировать инфраструктуру, чтобы бизнес мог с её помощью развиваться и после завершения программы.

Иными словами, государство должно было утолить инвестиционный голод частного сектора. И для этого требовалось вбрасывать средства дозированно и равномерно, обеспечивая тем самым конкуренцию за них и возможность жёсткого контроля качества.

Вместо этого сработал авральный метод, когда потребности просчитаны не были. Деньги забрасываются сразу большими траншами, в итоге государство вынуждено само бегать за получателями - только бы они деньги «переварили» и акты подписали.

Выделенные средства из категории инвестиций, которые должны быть осмысленно вложены для получения результата, переместились в категорию денежного балласта, который нужно срочно пристроить, с единственным результатом – добиться полного освоения.

Обратите внимание – о качественных изменениях экономики в результате реализации «Нурлы жол» и других антикризисных инструментов вопрос даже не ставится. Но в следующем году, когда финансовая ситуация в стране станет по-настоящему жёсткой, подобный подход уже не пройдёт.

Нужно перестать ставить во главу угла освоение средств. Главным должно стать планирование, основанное не просто на запросах местных органов власти, зачастую совершенно произвольных, а на детальных экономических и маркетинговых исследованиях. Да, это займёт время, но гораздо больше его мы теряем из-за отсутствия культуры планирования и низкого качества управления государственными инвестициями.

Тимур Исаев, экономист (Астана)
Возврат к списку новостей

Рекламодателю