24.03.2016
Источник:
Курсив.kz
Эксперты расходятся в оценках относительно влияния возможного препятствования укреплению тенге в марте. Следствием интенсивных покупок долларов регулятором обычно становится появление избыточной тенговой ликвидности. Последний аукцион по размещению нот Нацбанка, однако, прошел на небольших объемах.
На состоявшемся 18 марта аукционе по размещению краткосрочных нот Нацбанка произошло снижение объемов привлечения по отношению с двумя предыдущими мартовскими аукционами. Объем привлечения составил свыше 26, 812 млрд тенге, при спросе свыше 41 млрд тенге.
В ходе двух предыдущих аукционов по размещению нот – 4 и 11 марта – Нацбанк удовлетворял весь существовавший спрос, который составлял 67, 607 млрд тенге и 178, 761 млрд соответственно.
Снижение объемов размещения позволяет предположить, что пик ситуации с избыточной тенговой ликвидностью пройден.
В то же время другой показатель, связанный с объемом средств банков на корреспондентских счетах в Нацбанке, находился на мартовском максимуме, в прошлый четверг 17 марта, составив 249, 653 млрд тенге. В день проведения аукциона по нотам, 18 марта, объемы средств на корреспондентских счетах снизились до 168, 451 млрд тенге.
Размер свободной тенговой ликвидности представляет существенный интерес, поскольку, возможно, является следствием продолжающихся покупок регулятором долларов на валютном рынке. Какой-либо информации о том, осуществляются ли интервенции в виде покупок нет, хотя обычно регулярное раскрытие объемов участия центральных банков является частью политики инфляционного таргетирования.
По итогам ноября и февраля, когда Нацбанк был нетто-покупателем валюты, объемы покупок объявлялись в начале следующих месяцев. В феврале объемы покупок долларов Нацбанком составили 445 млн.
Период искусственной низкой волатильности может привести к недооценке валютных рисков
В конце прошлой недели аналитик компании Halyk Finance Нурфатима Джандарова опубликовала аналитический обзор «Тенге. Сопротивление укреплению», в котором отметила снижение зависимости курса тенге от цен на нефть и темпов укрепления российского рубля. При этом, в отличие от февраля в марте речь не идет о необходимости сдерживать укрепление под влиянием роста спроса на тенге в налоговый период.
В отчете Halyk Finance о мартовской ситуации отмечается, что: «зависимость тенге от рубля и цены на нефть ослабла еще сильнее в первой половине марта – USD/KZT окреп не так сильно, как USD/RUB на фоне растущей цены на нефть. Мы затрудняемся в поиске логического объяснения. Одной из возможных причин может быть восполнение международных резервов. Согласно данным о международных резервах, с начала года наблюдалось погашение валютных свопов и снижение валютных депозитов банков в Национальном банке, учитываемых в структуре международных резервов. Значительное падение агрегированного показателя валютных резервов, вероятно, могло быть воспринято широкими массами как сигнал сдерживания ослабления курса со стороны Нацбанка и привести к росту давления на тенге.
В связи с этим, регулятор мог быть заинтересован в покупке валюты на рынке для поддержания агрегированного уровня резервов на стабильном уровне. При этом, аналитики Halyk Finance видят серьезные риски, если вмешательство регулятора, связанное с препятствованием укреплению тенге, имеет место.
По приводимым оценкам: «независимо от причины сдерживания укрепления и волатильности, слишком «стабильный» обменный курс может привести к нежелательным последствиям. Во-первых, это может быть воспринято как очередное нарушение обещания плавающего курса, еще сильнее подрывая убедительность денежно-кредитной политики. Во-вторых, при слишком низкой волатильности любое незначительное изменение может привести в стремительному росту давления на курс. В-третьих, длительный период низкой волатильности курса может привести к недооценке валютных рисков и чрезмерном росте валютных обязательств в экономике».
Эксперт: «Сдерживание укрепления тенге в интересах экономики»
Другой точки зрения придерживается сторонник ослабления тенге, директор консалтинговой компании « Almagest» Айдархан Кусаинов, комментируя на своей странице в Facebook точку зрения Halyk Finance, отметил, что анализ валютных торгов в феврале и в марте этого года показывает, что участие Нацбанка - это не сглаживание волатильности, а скорее следование политике «вниз не даем, а вверх пусть плывет».
Г-н Кусаинов отметил: «Очень рад, если такая политика действительно имеет место быть. Во всяком случае, для меня она в целом понятна и отвечает интересам экономики. Я бы и сам так делал».
Комментируя ранее для «Курсива» сдерживание укрепление тенге в феврале, эксперт высказывал точку зрения, что, возможно, Нацбанк мог бы быть более последовательным и пары тенге-доллар и тенге-рубль могли бы находиться на более низких уровнях. Эксперт также связывает с эффектом девальвации произошедшее в январе и феврале повышение собираемости НДС ( см. предыдущий номер « Курсива») и считает, что существует опасность самоуспокоения после того, как экономика почувствует плюсы, связанные со слабым тенге и могут возобладать настроения, что ситуация нормализуется сама собой без осуществления дальнейших реформ.
Косвенным признаком того, что тенговая ликвидность находится на достаточно высоком уровне остаются ставки на рынке однодневных валютных свопов, которые находились накануне длинных выходных на уровне в 12,62%, значительно ниже нижней границы коридора базовой ставки и ставок на рынке репо, стабильно находящихся в последние недели на уровне в 15%.