07.09.2015
Источник:
КАПИТАЛ
Количество электроэнергии, вырабатываемой в глобальном масштабе, достигло своего максимума почти десять лет назад. При этом не один реактор не был закрыт из-за нехватки топлива. Тем не менее Уоррен Баффет вложил $50 млн в проект по строительству банка урана, общая стоимость которого составляет $150 млн. В чем заключается логика этих инвестиций? На данную тему в своей статье рассуждает корреспондент информационного агентства The Economist.
Несмотря на то что ядерный договор о нераспространении урана действует с 1970 года, ничто не останавливает страны обогащаться ураном, преследуя гражданские цели.
На протяжении многих лет страны задавались вопросом о размещении установок по обогащению урана в Иране, так как объекты, построенные якобы для получения низкообогащенного урана для ядерной энергетики, на самом деле могут являться заводами по производству ядерного оружия. Говоря иными словами, объекты могут заниматься изготовлением высокообогащенного урана, который впоследствии может представлять опасность всему миру, являясь ядерным оружием. Два десятилетия человечество мучилось сомнениями о том, что Иран может использовать большую «центрифугу» обогащения урана, превышая норму, составляющую 235 изотопов. По международному соглашению, подписанному в июле, Иран должен ограничить уровень обогащения урана до 3,67% на 15 лет. НОУ, однако, будет доступен на открытом рынке, но, если его запасы иссякнут, банк в Казахстане может выступить источником топлива.
Урановый банк Казахстана с 2017 года будет находиться под эгидой Международного агентства атомной энергии (МАГАТЭ) в целях обеспечения безопасности топлива и его справедливого распределения. Стоит отметить, что доступ к ресурсам банка будет только у стран - членов МАГАТЭ. В самом банке будет храниться 90 тонн низкообогащенного урана. Этого количества урана хватит для оснащения реактора мощностью в 1000 мегаватт, который сможет снабдить энергией мегаполис на три года.
Расположение банка в Казахстане в какой-то степени имеет символичное значение. Во времена Советского Союза в Казахстане прошло 456 разрушительных ядерных испытаний. Несмотря на то что Казахстан отдал весь ядерный арсенал в 2001 году, он все еще остается крупнейшим в мире производителем урана.
Напомним, банк будет расположен в северо-восточном городе Усть-Каменогорске, который является центром производства ядерного топлива страны на протяжении 60 лет.
Многие страны считают, что наличие объектов по обогащению урана является международным престижем и преимуществом. Другие страны, такие как Япония, обладают способностью быстрого превращения НОУ в материал для ядерного оружия. Существуют также страны, которые возмущены тем, что они не входят в ряд стран, имеющих возможность обогащать уран. Как сообщает Всемирная ядерная ассоциация, запасы урана за последнее десятилетие значительно увеличились, цены снизились, и реакторы стали более продуктивными. Стоит лишь взглянуть на ситуацию с газом вокруг России и Западной Европы, и важность наличия низкообогащенного урана «всплывет» сама собой. Если казахстанский банк поможет снизить количество вращающихся «центрифуг» по всему миру, это будет одним из лучших вложений миллиардера Уоррена Баффета.
Перевела Диана Первушина