Жандосов: Казахстан, не выйдя из прошлого кризиса, близок к новому

09.03.2015

Источник: Forbes Kazakhstan

В среду, 4 марта, в Алматы прошел ежегодный саммит финансовых руководителей CFO Idea Exchange & Networking Event. Одной из главных тем, которую горячо обсуждали участники встречи, стала девальвация тенге. В том, что она грядет, сомневается мало кто из финансистов.

В начале встречи глава центра экономического анализа «Ракурс» и бывший председатель Нацбанка Ораз Жандосов посетовал:

- В 1999 году я столкнулся с точно такой же ситуацией, какая происходит сейчас, и думал, что тогда это была наша последняя девальвация. И даже в страшном сне не мог себе представить, что через 16 лет мы снова к этому вернемся. Особенно имея тысячу выпускников программы «Болашак». За эти 16 лет надо было что-то изменить. И, на мой взгляд, другого пути, кроме как перехода к свободно плавающей валюте, не было и не остается, - заключил экономист.

По словам Жандосова, страна оказалась не готовой к очередному экономическому стрессу, и в правительстве не знают, как выходить из кризиса. При этом большим вопросом остаётся – сколько регулятор тратит на поддержку курса тенге.

- К сожалению, Нацбанк не открывает всю информацию, - посетовал Жандосов. - В частности, нет информации по общему объему валютных свопов, непонятен объем валютных интервенций.

Далее началась панельная дискуссия, тему которой обозначили весьма образно: «Девальвация доверия в Казахстане. Методы лечения».

Модератор встречи - глава Группы оценки рисков Досым Сатпаев обратился с вопросом к председателю правления Ассоциации финансистов Казахстана (АФК) Серику Аханову:

- Серик Ахметжанович, если бы вам дали возможность по школьной пятибалльной шкале оценить доверие граждан к финансовой системе страны, какую бы вы оценку поставили?

- Я учился по-разному. Вначале плохо, в средних классах был ударником, а в университете – отличником, - отвечал Аханов. - Поэтому считаю, что и у общества - разные оценки. Например, я как председатель правления АФК поставил бы «пять», как профессор университета «Туран» - ставлю «четыре», а как читатель ваших, Досым, интервью – «три».

- Я так понял, мои интервью выглядят пессимистично? Но, как гласит известный афоризм, пессимист – это хорошо информированный оптимист, - настаивал Сатпаев.

- Когда я читаю ваши интервью, мне всегда грустно. Такие вещи не пользуются популярностью у молодых девушек. Надо же вселять оптимизм! – наставлял молодежь финансовый гуру.

Вскоре зал, немного расслабленный шутками и прибаутками, вновь посерьезнел.

- В стране создан искусственный дефицит ликвидности тенге, - накручивала аудиторию председатель правления Народного банка Умут Шаяхметова. - Регулятор боится, что эти деньги придут на валютный рынок и будут давить на курс тенге. Таким образом, создана проблема, которая может привести к кризису неплатежей. Во-первых, между юрлицами это уже происходит: банки не кредитуют бизнес, одни компании не платят другим, не выплачиваются зарплаты, не погашаются кредиты в банках и т.д. Во-вторых, у самих банков возникает кризис ликвидности. А если остановятся платежи в банковском секторе, если уже сами банки не смогу провести платежи, то в стране наступит огромный кризис.

Вновь расслабить аудиторию юмором попытался Ораз Жандосов:

- Большинство стран проходило через финансовый кризис, многие проходили через кризис не один раз. Но Казахстан, кажется, - первая страна, которая, еще не выйдя из предыдущего кризиса, близка к другому, - гомерически хохотал экономист. Впрочем, зал не оценил эту шутку, больше похожую на черный юмор.

- Если бы вы вновь стали главой Нацбанкой, вы продолжали бы политику дедолларизации? – поинтересовался у Жандосова Сатпаев.

- Нацбанк нужно снова делать структурой, которая фокусируется на выполнении своей ключевой функции – проведении денежно-кредитной политики, гарантирующей низкую инфляцию и низкие инфляционные ожидания, - отвечал Ораз Жандосов. - Из Нацбанка нужно вывести банковское регулирование и забрать ЕНПФ, потому что никакого отношения к Нацбанку пенсионный фонд не имеет. А дедолларизацию административными методами не сделаешь. Марченко (экс-глава Нацбанка. – F) глупостями занимался, когда хотел закрывать небанковские обменники. Все сегодняшние меры дедолларизации технические, а они – вторичны.

Досым Сатпаев продолжал:

- Мне девальвация напоминает йети: все видят его след, а самого снежного человека – не видят.

Президент ОФ «Аспандау» Канат Нуров поспорил с модератором:

- Этого снежного человека все видят, он стучится в нашу дверь! Нам придется сделать девальвацию. Просто сейчас мы теряем время, экономика подвисла.

Досым Сатпаев предположил, что досрочные президентские выборы предполагают отсрочку девальвации до апреля. Но при этом никто не гарантирует, что она произойдет после 26 апреля, отметил политолог.

- После инаугурации есть еще одна важная дата - в июле (6 июля 2015 президенту Нурсултану Назарбаеву исполняется 75 лет. - F), - отметил Ораз Жандосов. – Потому по принятию решения эта дата (26 апреля. - F) оптимизма не вселяет. Но, чем раньше пройдет девальвация, тем лучше. Иначе будем нести потери дальше.

В этом хоре единомышленников диссонансом прозвучало заявление заместителя председателя правления Национальной палаты предпринимателей РК «Атамекен» Юлии Якупбаевой. По ее словам, многие предприниматели не поддерживают девальвацию, даже несмотря на то, что находятся на грани разорения.

Но Умут Шаяхметова заверила:

- Население уже готово. Какие бы мантры мы ни читали о том, что всё будет стабильно, все сидят на долларовых депозитах, включая бизнес и нацкомпании. Решение о девальвации надо принимать быстро, поскольку цена вопроса очень высока – это ЗВР, которые идут на поддержку курса. И то, что Нацбанк сейчас хочет запретить обменники, а покупку долларов разрешить только под определенные контракты - это откинет нас на десятилетие назад. Население понимает, бизнес понимает. Девальвация ожидаема. А если уверять, что ее не будет, но она произойдет, то еще больше породим недоверие к системе, - заключила банкир.
Возврат к списку новостей
Рекламодателю