Купи сейчас — плати потом: что ждет рынок BNPL кредитов после кризиса

25.07.2022

Источник: PAYSPACE MAGAZINE

Проблемы, стоящие перед отраслью BNPL («Buy now pay later»,«купи сейчас — плати потом»), беспрецедентные и они требуют неотложных мер

Ведущие поставщики услуг BNPL испытывают трудности в 2022 Фото: dealroom.co

Пока Apple только начинает осваивать рынок BNLP-кредитов, запуская собственное решение Apple Pay Later, сервисы, стоявшие у истоков тренда, сталкиваются с серьезными проблемами. Например, шведская компания Klarna в июне упала в цене на 85%.

Тем не менее, инвесторы продолжают вкладывать средства в BNPL. А прогнозы говорят, что с 2022 по 2026 год этот рынок будет расти в среднем на 29,36% в год. Можно ли назвать этот рост здоровым, почему отрасль сталкивается с невиданными ранее проблемами и чего ожидать от BNPL кредитов дальше?

Что такое BNPL?

Схема «Купи сейчас, заплати потом» (BNPL) представляет собой краткосрочный розничный кредит. BNPL позволяет потребителям совершать мгновенные покупки и оплачивать их в течение определенного периода, часто без дополнительных процентов.

Хотя рассрочка бесплатна для потребителей, розничные продавцы платят комиссионные компаниям BNPL. Как правило, коммиссия для продавцов составляет от 2% до 8% от стоимости покупки или же поставщики BNPL услуг взымают небольшую комиссию по стандартному тарифу за каждую транзакцию. Продавцы готовы платить такую цену, поскольку кредиты «Купи сейчас, плати потом» в точках продаж увеличивают коэффициент конверсии в розничной торговле на 20–30%, а также увеличивают средний размер чека на 30–50%.

BNPL наиболее популярен среди миллениалов и поколения Z. Что касается регионального распространения, то Швеция имеет наибольшую долю рынка. Неудивительно, ведь у BNPL гиганта Klarna шведские корни. Кредитные сервисы «Купи сейчас, заплати позже» меньше полагаются на (или вообще не принимают во внимание) традиционные кредитные рейтинги и отчеты. Это делает их привлекательными для людей с ограниченными сбережениями и низким кредитным рейтингом.

Хотя такой вариант рассрочки был доступен в течение многих лет, он приобрел огромную популярность только во время пандемии. Ведь все больше людей переходили на онлайн-покупки и нуждались в гибких способах оплаты.

Что происходит с быстрыми кредитами

Наиболее распространенными покупками для рынка “Купи сейчас — плати потом” сегодня являются одежда, обувь, аксессуары, сумки, домашний декор, товары для дома или бытовая техника. 49% респондентов опроса Forbes Advisor использовали BNPL рассрочку для покупок средней ценовой категории (менее 500 долларов). А лёгкие кредиты побуждали их тратить не по средствам.

В отчете J.D. Power говорится, что почти треть молодых потребителей тратят на покупки с BNPL больше, чем позволяет их бюджет. Такие схемы финансирования могут привести к попаданию в долговую ловушку, особенно среди финансово уязвимых или малообеспеченных домохозяйств. Статистика подтверждает, что это уже происходит. Аналитик Mizuho Americas Дэн Долев обнаружил, что уровень просроченной задолженности клиентов и общее количество просрочек для поставщика BNPL Affirm выросли в мае. Недавний опрос, проведенный Citizens Advice, также показал, что почти 40% потребителей используют кредитные карты и другие формы кредита для погашения долга BNPL.

Рост безнадежных долгов может увеличить риск того, что банки и другие кредиторы прекратят финансировать компании BNPL или установят гораздо более высокие процентные ставки. Инвесторы также требуют более высокой доходности по пакетным долговым обязательствам, которые они покупают у предприятий, работающих по схеме «купи сейчас — заплати позже».

Клиенты, которые предпочитают BNPL кредитным картам, чтобы избежать выплаты процентов, ощущают влияние затянувшегося глобального кризиса. В мае, когда просроченные задолженности BNPL начали расти, индекс потребительских цен подскочил на 8,6% в годовом исчислении, что выше, чем ожидали экономисты. Рост бытовых расходов и опасения экономического спада оказывают давление на американских потребителей. Кроме того, деньги полученные гражданами США от правительства, в рамках программы кредитно-денежного стимулирования, уже закончились.

Между тем, компании BNPL часто полагаются на кредитные линии, ставки по которым растут вместе с базовой ставкой Федерального резерва. Она пережила третье повышение в этом году, увеличившись на 0,75 процентных пункта для борьбы с инфляцией. Более низкие процентные ставки обеспечивали доступную стоимость финансирования и много наличных денег для быстрых кредитов. По мере роста стоимости заимствований, кредиторы BNPL выходят на неизведанную территорию. Мало того, что такие компании пострадают от снижения покупательной способности, им также будет труднее финансировать кредиты.

Конкуренция

Еще одним аспектом, который подвергает риску успешные компании BNPL, является растущая конкуренция. Например, в прошлом месяце Apple объявила о запуске сервиса отложенных платежей. Сервис Apple Pay Later позволит пользователям оплачивать вещи в рассрочку в течение четырех месяцев без процентов. В США Apple Pay остается ведущим игроком в области мобильных платежей: в 2021 году у него было 43,9 миллиона пользователей. Во всем мире этой услугой пользуются более 507 миллионов человек. Это почти половина глобальной базы пользователей iPhone. Расширение набора финансовых услуг даст новому решению Apple “Купи сейчас — плати потом” преимущество среди конкурентов.

PayPal также дебютировал с PayPal Pay Monthly, предложением BNPL, выпущенным WebBank в июне этого года. Покупатели могут совершать покупки на сумму от 199 до 10 000 долларов. Стоимость разбивается на платежи в течение периода от шести месяцев до двух лет, при этом первый платеж должен быть произведен через месяц после покупки. Предыдущий продукт компании Pay in 4 до сих пор был успешным.

Регулирование неизбежно

Британское правительство недавно объявило о планах по усилению регулирования беспроцентных кредитных соглашений «купи сейчас — плати позже».
  • Кредиторы должны будут проводить проверки, чтобы убедиться, что кредиты доступны для потребителей,
  • Реклама кредитов должна быть честной и не вводить в заблуждение.
  • Управление финансового надзора (FCA) будет утверждать кредиторов.
  • Заемщики могут жаловаться на схемы BNPL в Службу финансового омбудсмена.
Министр финансовых услуг Австралии также заявил, что правительство будет настаивать на регулировании деятельности кредиторов BNPL, в соответствии с законами о кредитах.

Реакция рынка

В этом году акции ведущих игроков BNPL рынка резко упали.
  • Affirm Holdings потеряла 75% своей стоимости с января 2022 года. Цена ее акций упала до 23,34 доллара с максимума в 168 долларов в ноябре прошлого года.
  • Zip Co торгуется по 0,53 австралийских доллара, по сравнению с 8AUD в конце 2021 года.
  • Afterpay Limited потеряла почти 20% с начала года.
  • Акции Sezzle Inc за год упали более чем на 94%.
  • Цена акций Block Inc, купившей Afterpay, в этом году упала со 164 до 67 долларов.
  • Klarna провела новый раунд финансирования с оценкой в ​​7 миллиардов долларов. Стоимость бизнеса провайдера BNPL сейчас намного ниже прошлогодней оценки в 45,6 млрд долларов.
Прогнозы
  • Компании, которые не могут финансировать кредиты за счет привлеченных депозитов, будут бороться за получение финансирования от банков и финансовых учреждений.
  • Инвесторы также в большинстве своем будут избегать индустрии BNPL, предвидя финансовые риски потенциальной рецессии.
  • Фирмы BNPL также, вероятно, будут более придирчивы к процессу подачи заявки на кредит. В частности, проверки доступности могут быть введены до вступления в силу соответствующего законодательства. Это создаст дополнительные трения в работе с клиентами и замедлит рост BNPL.
  • Эксперты считают, что возможности для слияний и поглощений в этом секторе значительно увеличиваются.
Я думаю, что некоторые мелкие игроки, вероятно, уйдут из бизнеса, или они попытаются подключиться к другим технологическим игрокам или объединиться с более крупными игроками
Брайан Кин
старший аналитик по платежам Deutsche Bank

Изменения в сфере BNPL не вызывают сомнений, что компаниям придется видоизменять свою стратегию развития, чтобы остаться на рынке. А новым игрокам — разрабатывать необычные предложения, чтобы заинтересовать клиентов и быть прибыльными. Так, недавно стало известно, что несколько компаний работают над b2b форматом «купи сейчас — плати позже». Возможно, это the next big thing для BNPL.
Возврат к списку новостей
Рекламодателю