Антимонопольный комплаенс

В далеком 2006 году казахстанское законодательство было дополнено термином "комплаенс"[spoiler], которое впервые было употреблено в инструкции о требованиях к наличию систем управления рисками и внутреннего контроля в банках второго уровня, утвержденной тогда еще действующим Агентством Республики Казахстан по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций.
Позднее термин стал применяться и в деятельности страховых организаций. Данный термин также используется в медицине, но это другая плоскость, которую мы не будем затрагивать в данной статье.
Вышеупомянутые изменения и предопредели создание в финансовых организациях подразделений по комплаенс-контролю, ответственных за управление комплаенс-риском и координации деятельности по управлению комплаенс-риском.
Так, согласно требованиям, установленным для банков второго уровня, под комплаенс-риском подразумевается вероятность возникновения потерь вследствие несоблюдения банком и его работниками требований законодательства Республики Казахстан, нормативных правовых актов уполномоченного органа, внутренних документов банка, регламентирующих порядок оказания банком услуг и проведения операций на финансовом рынке, а также законодательства иностранных государств, оказывающего влияние на деятельность банка.
В рамках управления комплаенс-риском идентифицируются события риска, проводится их оценка в целях определения масштаба последствий, а также определение метода управления комплаенс-риском и последующий контроль.
В свою очередь, относительно недавно понятие "комплаенс" обрело новые очертания в местном законодательстве. В частности, Предпринимательский кодекс Республики Казахстан был дополнен понятием "антимонопольный комплаенс", под которым понимается система мер по предупреждению нарушений законодательства Республики Казахстан в области защиты конкуренции.
В рамках новых положений кодекса, для внедрения антимонопольного комплаенс субъекты рынка вправе принимать акты антимонопольного комплаенс, предусматривающие политику и правила добросовестной конкуренции субъекта на соответствующем товарном рынке и методы, способы оценки рисков, порядок организации работ субъектом по управлению рисками совершения нарушений законодательства Республики Казахстан в области защиты конкуренции. Антимонопольный комплаенс схож с комплаенс-контролем, установленным для банков, по сути но отличается в части предмета (в первом случае меры направлены на минимизацию риска нарушения требований в области защиты конкуренции, во втором случае – в области предоставления финансовых услуг и проведения операций).
Уполномоченный орган в лице профильного комитета при Министерстве национальной экономики разработал и выпустил ряд типовых внешних актов антимонопольного комплаенс, которые в настоящее время доступны для ознакомления и имплементации.
Таким образом, если субъект рынка решит имплементировать в свою деятельность принципы антимонопольного комплаенс дабы подчеркнуть свою приверженность требованиям местного законодательства в области защиты конкуренции, он должен принять соответствующий акт антимонопольного комплаенс.
Приказом министра национальной экономики утверждены типовые внешние акты антимонопольного комплаенс для субъектов рынка, осуществляющих деятельность на:
– товарных рынках Республики Казахстан;
– на трансграничных товарных рынках.

Стоит отметить, что вышеуказанные положения Предпринимательского кодекса Республики Казахстан носят рекомендательный и не обязательный характер, а принятие организацией внешнего акта не влечет каких-либо материальных и иных преимуществ для субъектов рынка, являясь по сути добровольной инициативой со стремлением к добросовестной конкуренции на товарном рынке и предупреждению нарушений в области защиты конкуренции.

Из плюсов для самих субъектов рынка можно выделить создание эффективной системы управления комплаенс-риском, при условии, что будет проводиться соответствующая работа в организации, которая позволит минимизировать риск применения к организации санкций со стороны государственных органов за нарушение законодательства о конкуренции.
Рекламодателю
Наминация