Комплаенс как стиль жизни или зачем нужен день работника комплаенс и финансового мониторинга

Казахстан с момента обретения независимости прошел долгий путь становления своей финансовой системы и укрепления экономики. За годы независимости создана необходимая инфраструктура, сформирована система нормативного правового регулирования различных аспектов деятельности.

В частности, стоит отметить такие аспекты деятельности как управление комплаенс-риском и управление риском отмывания доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма (ОД/ФТ) или как их еще называют комплаенс-контроль и финансовый мониторинг. На государственном уровне установлены требования по созданию различными финансовыми организациями (банки второго уровня, страховые организации) систем управления рисками.

"Великое искусство жизни — играть много, но рисковать немногим" © Сэмюэл Джонсон, поэт, критик

Комплаенс-контроль
Национальным Банком Республики Казахстан утверждены Правила формирования системы управления рисками и внутреннего контроля для банков второго уровня , в рамках которых банки обеспечивают создание и функционирование системы управления различными типами рисков, в том числе комплаенс-риском (с англ. compliance – соответствие).

В различных странах понятие "комплаенс-риск" может несколько отличаться в силу различий законодательства. В местном законодательстве термин отражен довольно подробно. Так, под комплаенс-риском понимается вероятность возникновения потерь вследствие несоблюдения банком и его работниками требований законодательства Республики Казахстан, нормативных правовых актов Национального Банка Республики Казахстан, внутренних документов банка, регламентирующих порядок оказания банком услуг и проведения операций на финансовом рынке, а также законодательства иностранных государств, оказывающего влияние на деятельность банка.

Похожие требования установлены также для некоторых иных организаций страны. Практика показывает, что крупные организации, вне зависимости от вида осуществляемой деятельности (фармацевтика, инвестиционная деятельность и т.п.), понимают важность реализации вышеуказанных мероприятий, направленных на уменьшение потерь организации от несоответствия установленным требованиям и нормам, и стремятся создать аналогичные инструменты управления риском.

Для эффективного управления комплаенс-риском (комплаенс-контроль) банки создают и совершенствуют политику управления комплаенс-риском, а также определяют лицо и подразделение, ответственные за координацию деятельности банка по управлению комплаенс-риском.
При наличии адекватной системы управления комплаенс-риском, организация, выявляя угрозы и события комплаенс-риска, может минимизировать их негативное влияние на организацию и результаты ее деятельности.

Финансовый мониторинг
28 августа 2009 года был подписан Закон Республики Казахстан "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных незаконным путем, и финансированию терроризма" (позже термин "незаконный" был заменен термином "преступный";), в рамках которого ряд организаций (банки, биржи, страховые организации и брокеры, профессиональные участники рынка ценных бумаг и т.п.) были отнесены к субъектам финансового мониторинга, которые в соответствии с нормами данного закона должны осуществлять меры по надлежащей проверке своих клиентов, их представителей и бенефициарных собственников, в том числе на принадлежность ОД/ФТ.
В силу вызовов, с которыми сталкивается современный мир, страны мира все большое внимание уделяют противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

Основной задачей закона является противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, важная роль в котором возложена на субъектов финансового мониторинга и их работников, которые оказывают поддержку государственным органам в проводимых мероприятиях.

Комплаенс-контроль и финансовый мониторинг, безусловно, являются важными инструментами для укрепления и декриминализации финансового сектора, стабильность которого позитивно сказывается на различных аспектах жизнедеятельности общества.
В казахстанской практике работники, задействованные в сфере комплаенс и финансового мониторинга, традиционно могут осуществлять и иные функции, в том числе связанные с поддержанием этики в организации, ведением аффилиированных связей, координацией иных вопросов.

В некоторых организациях, таких как банки, работники подразделения по комплаенс-контролю совмещают функции по комплаенс-контролю и финансовому мониторингу. В остальных случаях все зависит от вида деятельности организации, ее организационной структуры и численности.

Даже без детального подсчета количество работников в сфере комплаенс-контроля и финансового мониторинга в Казахстане можно выразить в нескольких сотнях специалистов и это без учета иных работников, так или иначе вовлеченных в ранее упомянутые мероприятия.

Комплаенс как стиль жизни
В казахстанских организациях, активно стремящихся к развитию и повышению своей конкурентоспособности, вопрос развития и поддержания комплаенс-культуры или культуры соответствия – актуален как никогда.

Учитывая рост важности вопросов комплаенс-контроля и финансового мониторинга, вполне возможно, что в Казахстане возникла целесообразность определения специального дня, посвященного работникам, занятым в сфере комплаенс и финансового мониторинга, который на мой взгляд сможет повысить важность данной профессии и самое главное позволит самим специалистам (в большей степени выходцам из различных сфер) осознать причастность к чему-то важному. Важному не только для его организации, но и экономики страны и общества в целом.

День работника комплаенс и финансового мониторинга в Республике Казахстан не должен ограничиваться каким-либо конкретным видом деятельности (банки, профессиональные участники рынка ценных бумаг, страховые организации, иное) и должен быть посвящен всем лицам, так или иначе вносящим вклад в становление и развитие комплаенс-культуры – культуры соответствия установленным правилам!

День, который позволит напомнить о нашей общей цели…

Такой датой вполне могли бы стать:

27 октября – в рамках изменений от этой даты в 2006 году в Инструкцию о требованиях к наличию систем управления рисками и внутреннего контроля в банках второго уровня были внесены нормы, дополнившие требования понятиями "комплаенс-риск", "комплаенс-контролер", "служба комплаенс". Ныне документ утратил силу, но в любом случае его вклад очевиден;

28 августа – в этот день, в 2009 году был принят Закон Республики Казахстан "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных незаконным путем, и финансированию терроризма", в рамках которого определены основные функции работников, занятых в финансовом мониторинге.

Если согласны с Вас репост)

Всех с праздником и хороших выходных!

compliance-day.jpg
  • Архив блога

    «   Июнь 2019   »
    Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
              1 2
    3 4 5 6 7 8 9
    10 11 12 13 14 15 16
    17 18 19 20 21 22 23
    24 25 26 27 28 29 30
                 
Рекламодателю