Александр Терентьев - Усилий одного регулятора недостаточно для того, чтобы повысить доверие к финансовому сектору

16.11.2018

Источник: Banker.kz

На сегодняшний день в Казахстане сформирована законодательная база, позволяющая в полной мере осуществлять защиту прав потребителей финансовых услуг.

Об этом рассказал Начальник Управления по защите прав потребителей финансовых услуг и внешний коммуникаций Национального Банка Казахстана Александр Терентьев в ходе своего выступления на сессии, посвященной защите прав потребителей финансовых услуг в рамках VIII Конгресса Финансистов Казахстана.

Он отметил, что за годы независимости Казахстан прошел сложный путь построения финансовой системы, отвечающей основным международным стандартам и включающей в себя банковскую систему, сектор страховых и пенсионных услуг, рынок ценных бумаг, сектор микрофинансирования, а также организации, осуществляющие коллекторскую деятельность.

«Однако на протяжении последних лет мы решали уже накопленные прошлые  проблемы, пытались догнать стремительно меняющуюся ситуацию на рынке. Безусловно, за все эти годы работа проделана колоссальная! И теперь мы научились решать вопросы прошлых лет, живем настоящим и ищем правильные подходы к дальнейшему регулированию финансового сектора», - прокомментировал А. Терентьев.

Он отметил, что характерным примером решения прошлых проблем с попыткой догнать меняющиеся условия является ситуация с ипотечным кредитованием в Республике Казахстан. «В ¬период с 2000 до 2007 года, когда стабилизация мировых финансовых рынков, благоприятная ценовая конъюнктура на мировых товарных рынках и  относительная политическая стабилизация оказали положительное влияние на макроэкономическую ситуацию в Казахстане», - рассказал А. Терентьев.  

«До наступления ипотечного кризиса казахстанская банковская система считалась одной из лучших в СНГ. С начала 2000-х годов банковский сектор показывал динамичный рост в условиях снижения инфляции, удешевления зарубежного фондирования, роста экономики и доходов населения. На фоне благоприятных макроэкономических условий и роста депозитной базы банки значительно активизировали свою деятельность на кредитном рынке. В свою очередь, бурное развитие строительного рынка   способствовало увеличению объема ипотечного кредитования населения. При этом значительная доля кредитов в то время выдавалась в иностранной валюте.  В то же время, в этот период демонстрировалось наличие диспропорций в законодательном регулировании при оказании банковских услуг», - рассказал представитель Национального Банка Казахстана.

Он подчеркнул, что экономическая ситуация изменилась, когда Казахстан, как и другие страны, ощутил влияние ипотечного кризиса.
«Снижение экономической активности в период с 2008 по 2014 годы и поступательное снижение курса тенге привели к тому, что значительная часть ипотечных заемщиков, и в первую очередь валютных, утратила возможность обслуживать свои долги перед банками», - сказал А. Терентьев.

Он добавил, что наряду с мероприятиями по совершенствованию законодательства, позволяющего не допустить в дальнейшем возникновения подобных ситуации и роста долговой нагрузки заемщика,  Национальным Банком Казахстана в апреле 2015 года в целях сохранения единственного жилья ипотечных заемщиков была утверждена Программа рефинансирования ипотечных займов, получивших займы в период с 2004 по 2009 годы.  Важной особенностью этой программы являлось то, что впервые такой документ был разработан с участием банков, общественных объединений по защите прав заемщиков.

В марте текущего года в Программу внесены поправки, предусматривающие рефинансирование валютных займов в целях оказания поддержки заемщикам, получивших займы до 1 января 2016 года.

«По итогам реализации Программы фактически все валютные ипотечные займы физических лиц буду переведены в тенге, поскольку с 1 января 2016 года в Казахстане введен запрет на выдачу новых валютных ипотечных займов физическим лицам, не имеющим доходов в ней»,  - рассказал представитель Национального Банка Казахстана.

По словам А. Терентьева, в настоящее время Национальный Банк Казахстана проводит работу по совершенствованию Программы с целью разработки условий передачи жилища в аренду. Эти поправки предоставят заемщику возможность  вернуть в свою собственность жилье, путем его аренды у банка, которому, в свою очередь, жилье перешло в собственность в результате обращения на него взыскания.

«Сейчас подавляющее большинство обращений - это обращения по банковскому сектору. Необходимо обратить внимание, что из числа всех рассмотренных за 5 лет обращений, количество обоснованных жалоб составило всего около 2 %. Таким образом можно сделать вывод, что большая часть их них по сути является отголосками проблем прошлых лет и связана с неспособностью обслуживать старые займы, просьбой о реструктуризации задолженности, рефинансированием задолженности по Программе Национального Банка», - рассказал А. Терентьев.

«Сейчас мы видим, что наш банковский сектор, действительно, достаточно сильно зарегулирован. Мы можем бесконечно продолжать работу по законодательному ограничению действий субъектов финансового  рынка. В результате чего, ужесточение регулирования без глубоко анализа регуляторного воздействия на рынок и его последующее развитие может привести к тому, что банки перестанут кредитовать, от чего потеряют как сами финансовые институты, так и потребители. В связи с чем к вопросам выработки новых нормативов регулирования финансового сектора необходимо подходить очень аккуратно», - сказал он.

Спикер подчеркнул, что усилий одного регулятора недостаточно, для того, повысить доверие к финансовому сектору. «Мы предлагаем банкам проводить серьезную преддоговорную работу, создавать «карты лояльности» для клиентов, содержащие конкретные пути урегулирования ситуаций клиентов, повышать свою ответственность перед потребителем и финансовую грамотность. Очень многих проблем с неплатежами по кредитам можно было бы избежать, если бы банки еще на этапе предоставления услуги профессионально консультировали своих потенциальных заемщиков обо всех имеющихся рисках», - резюмировал А. Терентьев.  

В заключение он отметил, что в свою очередь, потребители должны стремиться повышать свою ответственность за принимаемые ими решения и обязательства.
Возврат к списку новостей
Рекламодателю