АРРФР - о мерах, принимаемых для защиты прав инвесторов

20.10.2021

Источник: Banker.kz

Интервью Директора Департамента рынка ценных бумаг Павла Афанасьева о мерах, принимаемых Агентством по защите прав инвесторов

Павел Андреевич, как вы можете охарактеризовать развитие розничного сегмента на казахстанском фондовом рынке?

Мы наблюдаем активное развитие дистанционного формата предоставления услуг по целому ряду традиционных для финансового сектора продуктов. Фондовый рынок не стал исключением – с октября 2020 года была реализована возможность дистанционного заключения брокерских договоров с использованием биометрической идентификации. К текущему моменту количество счетов в центральном депозитарии приблизилось к отметке в 201 тысячу счетов, из которых свыше 198 тысяч – физические лица. При этом с начала 2021 года количество розничных инвесторов увеличилось на 64 тысячи человек.

Как можно прокомментировать данный рост? Можно ли судить о том, что розничный сегмент действительно все сильнее вовлекается в рынок ценных бумаг?

Указанный рост для локального рынка является хорошим показателем. Более активное вовлечение определенно происходит – мы видим, что и в сделках на вторичном рынке активность повышается. Для этого есть причины экономического, инфраструктурного и поведенческого характера. Кто-то диверсифицирует свои сбережения, другие используют возможности новых сервисов, третьи только начинают погружаться в инвестиции на рынке ценных бумаг, предпочитая альтернативные банковским депозитам инструменты. Где-то рынок сам создает абсолютно новые финансовые продукты, в других случаях назревает необходимость качественной трансформации традиционных инструментов.

Инвестиции на фондовом рынке несут риски для инвесторов, в том числе новых. Как регулятор отвечает на эти вызовы?

Задача стоит действительно широкая и заключается в правильном балансе. Минимизация рисков и защита прав потребителей финансовых услуг важны для любого регулятора и в некоторых случаях мы узнаем о том, что локальные инвесторы столкнулись с негативным опытом только после того, как получаем соответствующее обращение. Особенно если речь о рознице – возможностей для потребителей сейчас очень много, а понимать все нюансы этой сферы достаточно сложно. И тут важно донести какие механизмы имеются в случае возникновения каких-либо претензий со стороны клиента.

Действующий механизм защиты прав инвесторов предполагает допуск на рынок добросовестных участников с безупречной деловой репутацией, финансовой устойчивостью, развитой системой управления рисками и высокими стандартами поведения при оказании услуг. Мы поощряем желание профессиональных участников быть прозрачными и формировать правильные долгосрочные тенденции в отношении своего развития.

Как в итоге быть казахстанскому клиенту? Ориентироваться на локальные возможности или всё же искать какие-то альтернативы?

Вопрос в оценке рисков. Есть огромное количество компаний, которые работают по всему миру и казахстанские клиенты не ограничены в том, чтобы пользоваться их услугами в условиях открытой экономики. В этом случае риск ложится на самих клиентов, в то время как механизмы защиты выстраиваются на уровне соответствующей юрисдикции.

И в данной связи наша задача заключается в том, чтобы правильно разъяснить и предупредить, так как в случае, если клиент для осуществления инвестиционной деятельности выбрал международного брокера или финансового посредника, после чего столкнулся с негативным опытом и подал соответствующую жалобу в Агентство – это становится и нашей проблемой тоже. Мы попросту не можем игнорировать это.

Именно для этих целей в июне текущего года Агентство начало публиковать список посредников, не имеющих лицензии уполномоченного органа, от лица которых предоставлялись услуги и на которых поступили какие-либо жалобы в Агентство, а также используемые ими сайты.

Хочу также отметить, что Агентство в настоящий момент обрабатывает сотни жалоб потребителей финансовых услуг с достаточно внушительными материальными претензиями к данным компаниям. Жалобы, как правило, связаны с проблемами, возникающими при оказании услуг. К примеру, необоснованной блокировкой счетов, ограничением доступа к личным кабинетам клиентов или затруднениями при возврате средств.

Обращения чаще всего поступают от лиц, которые заключили договор в электронном виде или посредством связи с компаниями, которые не имеют лицензии Агентства на осуществление деятельности на рынке ценных бумаг, и не являются резидентами, и, соответственно, Агентство не осуществляет контроль и надзор за их деятельностью в соответствии с казахстанским законодательством.

В отдельных случаях, следуя агрессивной рекламе, клиенты принимают на себя значительные риски, сталкиваясь зачастую не с самими компаниями, а мошенниками, использующими наименования известных на мировых рынках инвестиционных компаний.

Что вы предпринимаете для улучшения механизмов защиты для таких клиентов?

Главная задача Агентства в этом направлении заключается в введении в периметр регулирования всех посредников на рынке ценных бумаг, оказывающих информационные и консультационные услуги именно на территории Казахстана. Это достаточно распространенная среди регуляторов практика.

Для этих целей предложено на законодательном уровне включить в периметр регулирования субъекты, оказывающие услуги для физических лиц на рынке форекс, усилить ответственность в отношении инвестиционного консультирования, расширить меры по противодействию недобросовестным практикам и манипулированию на рынке ценных бумаг, определять риск-профиль инвесторов на основании соответствующей оценки. Указанный блок законодательных поправок был внесен в Мажилис Парламента РК. Инициативы позволят ограничить деятельность нелицензированных посредников на территории Казахстана, а также обеспечить защиту прав и интересов казахстанских инвесторов.

Все-таки какой баланс нужно выстроить, когда задача состоит и в развитии, и в регулировании?

Задача тут действительно не только регуляторная и стоит она перед всеми профессиональными участниками, а именно – помочь потребителю финансовых услуг получать положительный опыт инвестиций. И фундаментом для такого опыта является самое важное звено – доверие к финансовой системе, которое нужно выстраивать регулятором совместно с инфраструктурными организациями и профессиональными участниками. Тем более местные профессиональные участники могут оказывать весь спектр инвестиционных услуг, включая операции на международных рынках.

Можно развивать новые услуги, повышать вовлеченность клиентов, переводить традиционные услуги в цифровой формат и развивать экосистемы, но все это в любом случае должно базироваться на доверии клиентов к тем организациям, к которым они обращаются. Это обеспечивает более эффективную работу финансового рынка, и, как следствие, способствует развитию экономики.
Возврат к списку новостей

Рекламодателю