Менять «обои и трубы» казахстанским банкам нужно до «праздника»

05.03.2018

Источник: Forbes Kazakhstan

Казахстанские фининституты пытаются перейти на цифровую трансформацию, не закончив даже с автоматизацией.

Несколько лет назад модным словом в банковском сообществе Казахстана была автоматизация, сегодня в тренде цифровая трансформация (ЦТ). Понятие ЦТ весьма расплывчато, и далеко не все до конца понимают, зачем эта трансформация нужна. Казахстанские банки пытаются перейти на цифровую трансформацию, до конца не закончив даже с автоматизацией.

Автоматизация – это превращение «ручного» труда банкиров в процесс без участия человека. Главная задача – снизить участие человека до минимума в процессах, что ускорит работу банка в целом.

Цифровая трансформация – это готовность и возможность банка сотрудничать со сторонними организациями, структурами. Какими?

Во-первых, это цифровой персональный финансовый менеджер – система, которая позволяет становиться консультантом для клиента. На основе активностей самого клиента эти системы могут предлагать продукты других организаций, уже с интересом банка. К системе персонального менеджера подтягивается искусственный интеллект, который может примерно 80% розничных клиентов делать автоматические предложения. Остальные 20% – это скорее приват-банкинг или wealth-management.

Во-вторых, это Big Data. Когда банк прошел цифровую трансформацию, имеет открытые и понятные данные, то эту Big Data можно использовать для финтех-копаний, которые смогут предложить банку какие-­то сервисы.

В-третьих, это реализация директивы Европейского парламента PSD2, о которой в Казахстане вообще пока не говорят. Директива оказания платежных услуг обязывает банки делиться информацией с другими компаниями, сервисами, чтобы стимулировать конкуренцию и развивать новые виды платежей. Это нововведение начнет действовать во всех европейских банках с 2019.

Я коротко прошелся по цифровой трансформации, которая позволит кредитной организации выйти на новый уровень работы с внешними структурами. Не думаю, что сбудется «пророчество» сотен экспертов о том, что финтех-компании поглотят банки. Скорее произойдет обратное – и на выходе мы получим некий синтез финансово-сервисной компании. Но, чтобы дорасти до этого, необходимо сначала пройти автоматизацию, затем уже цифровую трансформацию. А сегодня управление многими казахстанскими банками происходит в ручном режиме, без учета невероятного количества данных, которые помогли бы быстро принять правильное решение.

Порой продраться через специальные термины сложно, поэтому я люблю приводить следующий пример, который прекрасно показывает, что такое цифровая трансформация и зачем она нужна. Допустим, вы заезжаете в новую квартиру, но там, как это часто бывает, текут трубы, сантехника не работает, горячей воды нет, электричество протянуто по временной схеме. Но у вас уже запланирован праздник по случаю новоселья. Вы быстро делаете евроремонт, проводите мероприятие, а затем начинаете делать ремонт, отдирая только что постеленный ламинат, наклеенные обои, ломая плинтусы – все для того, чтобы отремонтировать старые вещи. Так и в банках, в которых зачастую перед правлением и советом директоров стоят среднесрочные перспективы, без взгляда за горизонт. Мол, нужно почистить портфель, получить какую-то прибыль, а что будет дальше – это уже не наше дело. Поэтому «менять обои и трубы» нужно до праздника.
Возврат к списку новостей
Рекламодателю