Доклад Председателя НБРК Досаева Е. на заседании Правительства РК

24.08.2021

Источник: Banker.kz

Восстановление национальной экономики продолжается на фоне улучшения внешних условий, действующего фискального стимулирования и низкой базы прошлого года.

Необходимо отметить, что дальнейшие темпы развития мировой экономики сопряжены с рисками распространения дельта штамма коронавируса и низких темпов вакцинации в развивающихся странах.

Благодаря антикризисным инициативам Главы государства экономика Казахстана продолжает восстанавливаться и за 7 месяцев т.г. выросла на 2,7%. По итогам т.г. Национальный Банк ожидает возвращения к докризисному уровню с ростом ВВП до 3,7%.

Реализация совместных мер Правительства и Национального Банка по обеспечению макроэкономической стабильности позволила добиться положительных изменений в казахстанской экономике, что подтверждается международными рейтинговыми агентствами. Суверенный рейтинг Казахстана повышен со стороны агентства Moody's до уровня «Baa2», впервые с 2006 года (наряду с 4 другими странами из 144), а также подтвержден со стороны агентства Fitch на уровне «BBB», в обоих случаях со стабильным прогнозом.

На основании вышеизложенного, Национальным Банком обновлен прогноз основных показателей денежно-кредитной политики и платежного баланса для Прогноза социально-экономического развития на 2022-2026 годы.

1. Прогноз инфляции

По оценкам Национального Банка, с учетом повышенного внешнего инфляционного фона, сохраняющихся внутренних дисбалансов со стороны предложения, а также продолжающихся мер фискального стимулирования, инфляция к концу 2021 года ожидается в коридоре 6-7%. Оценка инфляции будет уточнена по итогам очередного прогнозного раунда в сентябре т.г.

В соответствии с июльским поручением Главы государства совместно с Правительством проводится активная работа по реализации пакета мер антиинфляционного реагирования. Успешная реализация вышеуказанных мер является необходимым условием для снижения инфляции до 4-6% в 2022 году, 4-5% в 2023-2024 годах, 3-4% в 2025-2026 годах в соответствии с Прогнозом социально-экономического развития на 2022-2026 годы. Данные таргеты соответствуют Стратегии денежно-кредитной политики до 2030 года.

2. Платежный баланс

В соответствии с целями Национального плана развития Казахстана до 2025 года, увеличение несырьевого экспорта и снижение зависимости от импорта будут способствовать в течение прогнозного периода сокращению дефицита текущего счета платежного баланса и переходу в зону профицита до (+)1,9% к ВВП в 2026 году (в 2022 году - (-)1,2% к ВВП, в 2023 году - (+)0,3%, в 2024 году - (+)1,8%, в 2025 году - (+)2,0%).

Ожидается поэтапный рост экспорта товаров до 80 млрд долл. США в 2026 году. Рост нефтяного экспорта будет обеспечен увеличением объемов добычи нефти, начиная с середины 2023 года. Ненефтяной экспорт вырастет вследствие постепенного восстановления мирового спроса, предполагаемого роста цен на металлы и наращивания несырьевого экспорта.

Импорт товаров будет поддерживаться ростом платежеспособного спроса населения и бизнеса, а также реализацией крупных инвестиционных проектов. Меры по снижению зависимости от импорта, реализуемые в рамках трехстороннего Соглашения между Правительством, Национальным Банком и АРРФР на 2021-2023 годы, будут способствовать умеренному росту импорта до 43,4 млрд долл. США в 2026 году.

3. Национальный фонд и трансферты в бюджет

В соответствии с ранее согласованным Национальным Банком подходом гарантированные трансферты из Национального фонда сокращаются с 2,4 трлн тенге в 2022 году до 2 трлн тенге в 2024 году.

Согласно Концепции формирования и использования средств Национального фонда, целевые трансферты из Национального фонда выделяются исключительно по решению Президента Республики Казахстан для финансирования антикризисных программ в периоды спада экономики, социально значимых проектов, стратегически важных инфраструктурных проектов при отсутствии альтернативных источников их финансирования.

В соответствии с поручением Главы государства перед Национальным Банком также поставлена задача по сохранению и приумножению активов Национального фонда.

На основании вышеизложенного, необходимо согласование с Главой государства объемов целевых трансфертов на 2022-2024 годы. Хочу обратить внимание, что отдельные статьи расходов, предлагаемые за счет целевых трансфертов, финансировались ранее в 2020-2021 годах и носят текущий характер.
Возврат к списку новостей

Рекламодателю