Досаев Е. А. - Прогноз социально-экономического развития, подготовленный в целях формирования республиканского бюджета на 2022-2024 годы

18.11.2021

Источник: Banker.kz

Прогноз социально-экономического развития, подготовленный в целях формирования республиканского бюджета на 2022-2024 годы, опирается на активную восстановительную динамику мировой и национальной экономик.

Реализуемые антикризисные инициативы Главы Государства позволили в короткие сроки вернуть национальную экономику на допандемический уровень. По итогам 10 месяцев т.г. рост ВВП Казахстана составил 3,5% при средней цене на нефть на уровне 70 долл. США за баррель. Данная динамика соответствует оптимистичному сценарию (70 долл. США за баррель) развития казахстанской экономики, при котором Национальный Банк ожидает роста ВВП в 2021 году на уровне 3,7-4,0%.

Такое быстрое восстановление мировой и национальной экономик стало возможным в результате продолжающихся программ фискального стимулирования и мягких денежно-кредитных условий.
В то же время, данные факторы привели к восстановлению потребительского спроса и существенному росту инфляционного давления в мире. С начала т.г. рост цен обновляет исторические максимумы. В крупнейших экономиках мира инфляция достигла новых максимумов: в США она достигла 30-летних максимумов (c 1990 года) до 6,2%, в ЕС – до 4,1% (максимум за 13 лет).

В условиях высокого инфляционного давления ФРС и ЕЦБ начали сворачивание стимулирующих мер. В сентябре ЕЦБ объявил о намерении сокращения объема скупки облигаций. ФРС США 3 ноября т.г. объявил о начале сворачивания программы количественного смягчения на 15 млрд долл. США ежемесячно, начиная с декабря т.г.

В России на фоне пятилетнего максимума по инфляции на уровне 8,1% Центральный Банк приступил к активному повышению ключевой ставки – с начала т.г. она накоплено повышена на 3,25п.п., до 7,5%. Учитывая увеличение доли России в импорте товаров в Казахстан с 35,4% по итогам 2020 года до 41,1% за 9 месяцев т.г., внешнее давление на цены в Казахстане возросло.

Также надо отметить, что продолжающийся рост цен на сырье и транспортные перевозки в мире сохраняет инфляционное давление в мире. В октябре т.г. индекс продовольственных цен ФАО вырос на 3,0% и достиг 133,2 пункта за счет удорожания растительного масла, зерновых и молочных продуктов, металлы подорожали почти в 1,5 раза (на 42% в октябре г/г). Из-за нехватки контейнеров стоимость перевозок сухого груза (Baltic Dry Index) выросла в 7 раз с мая 2020 года (в 3,2 раза с конца 2019 года). В результате рост себестоимости продукции производителей переносится в потребительские цены.

Перечисленные внешние факторы формируют неблагоприятную среду для роста цен и наряду с внутренними факторами в равной степени привели к текущему росту инфляции в Казахстане.
Со II полугодия т.г. инфляция в Казахстане повысилась в результате быстрого восстановления потребительской активности, продолжающегося фискального стимулирования экономики и дисбалансов на отдельных товарных рынках.

Главным проинфляционным фактором стал рост цен на продовольствие, который вносит половину вклада в общую инфляцию (в октябре - 4,4п.п. из 8,9%).

Продовольственная инфляция впервые за 5 месяцев начала замедляться и в октябре т.г. снизилась с 11,5% до 11,3% под влиянием как временных, так и более устойчивых факторов.

В июле-августе т.г. зафиксирован нехарактерный для летних месяцев и рекордный за последние годы рост цен на овощи длительного хранения (картофель, морковь, свекла).

Устойчивым фактором ускорения инфляции остается рост цен на мясо (10,3% г/г), растительное масло (54,2% г/г) и сахар (25,0% г/г), что сопоставимо по уровню роста с мировыми трендами. Согласно данным ФАО, за год мировые цены на мясо выросли в среднем на 22,1%, на растительное масло – на 73,6%, на сахар – на 40,6%.

Непродовольственная инфляция в Казахстане ускорилась в первую очередь в результате роста цен на ГСМ (на 17,0% г/г) и товары длительного пользования (одежда - 6,1%, обувь - 6,4%, мебель - 6,9%, бытовые приборы - 8,5%, автомобили - 13,5%) на фоне восстановления потребительской активности.
Инфляция платных услуг ускорилась в основном за счет роста цен на электроэнергию (8,6%), аренду жилья (18,5%) и транспортные услуги (воздушный транспорт – 8,7%).

В целях стабилизации инфляции по поручению Главы государства с сентября т.г. Правительством совместно с акимами реализуется Комплекс мер антиинфляционного реагирования в целях стабилизации немонетарных факторов роста цен.

Со своей стороны, Национальный Банк проводит дезинфляционную денежно-кредитную политику в ответ на возрастающий спрос в экономике, трижды повысив базовую ставку с 9,0% до 9,75%. Проинфляционное давление со стороны спроса подтверждается ростом импорта потребительских товаров на 21,4% за 9 месяцев т.г.

В результате скоординированных действий Правительства и Национального Банка, в октябре т.г. годовая инфляция прекратила рост после 6 месяцев ускорения.

Дальнейшая реализация оперативных и системных мер в целях устранения дисбалансов на товарных рынках в рамках Комплекса мер антиинфляционного реагирования позволит стабилизировать инфляцию в соответствии с поручением Главы Государства до 8,5% в 2021 году и войти в целевой коридор 4-6% в 2022 году.

Правительство планирует удержать инфляцию на уровне не выше 8,5% по итогам 2021 года в результате принимаемых мер по стабилизации цен на продовольствие, в т.ч. путем распределения товарных потоков, эффективного формирования стабилизационных фондов и форвардного закупа продукции.

В соответствии с Прогнозом социально-экономического развития на 2022-2026 годы последует дальнейшее снижение и стабилизация инфляции на уровне 4-5% в 2023-2024 годах и 3-4% в 2025-2026 годах.

Для этого наряду с текущими оперативными мерами Правительства важно активизировать системную работу по дальнейшей диверсификации экономики и снижению ее импортозависимости. Внедряемое по поручению Главы государства с 2022 года контрцикличное бюджетное правило позволит ограничить темпы роста государственных расходов, тем самым, обеспечив устойчивость государственных финансов и снизив инфляционное давление.

Планируемые Правительством меры по повышению несырьевого экспорта позволят существенно улучшить состояние платежного баланса Казахстана в прогнозном периоде.

В соответствии с Прогнозом социально-экономического развития в предстоящий 5-летний период ожидается сокращение дефицита текущего счета платежного баланса и переход в зону профицита. При сценарной цене на нефть 60 долл. США за баррель сальдо текущего счета платежного баланса переходит от дефицита (-)1,2% к ВВП в 2022 году к профициту (+)0,6% к ВВП в 2023 году и становится устойчивым на уровне (+)1,9% к ВВП в 2026 году.
Возврат к списку новостей

Рекламодателю